Автор: Зубарев И. С., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, Российская Федерация
Источник: Журнал “Учет и контроль” №2-2019
Дата публикации: 11 Марта 2019
Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей.
Практика публичной нефинансовой отчетности развивается в мире на протяжении более 20 лет. Публикация нефинансовых отчетов осуществляется большинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций в странах мира. Регулярные отчеты публикуют около 90% компаний из списков FortuneGlobal 500 и S&P 500.
В России первые нефинансовые отчеты появились в начале 2000-х гг. В настоящее время нефинансовую отчетность публикуют около 100 российских компаний. По состоянию на июнь 2011 г. в Национальный реестр корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) включено 263 отчета, из них 14% принадлежат компаниям сектора финансов и страхования [2].
Среди значимых событий, влияющих на развитие публичной нефинансовой отчетности в мире в последние годы, следует назвать принятие и введение в действие Европейским союзом Директивы по раскрытию нефинансовой информации, действие которой распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках Европейского союза, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников.
Похожие правовые инициативы реализуются в ряде стран БРИКС, а также в других странах, использующих публичную нефинансовую отчетность как источник информации о влиянии организаций на окружающую среду и общество.
Во-первых, нефинансовых критериев оценки деятельности намного больше, чем финансовых, которые в большинстве случаев регламентированы, стандартизированы и тесно связаны между собой.
Во-вторых, связь нефинансовых показателей с конечными результатами деятельности компании может быть определена только на основе статистических данных, сбор которых может занять несколько месяцев или даже лет.
В-третьих, нефинансовым критериям свойственна утрата своей репрезентативности по мере их использования. Иначе говоря, с течением времени объективно оценивать деятельность подразделения с помощью одного и того же нефинансового критерия становится все сложнее [3].
Подготовка нефинансовой отчетности не только способствует повышению инвестиционной привлекательности, но и помогает в управлении бизнесом, позволяя своевременно выявлять и анализировать риски в различных сферах деятельности компании.
На рис. 1 представим этапы внедрения публичной нефинансовой отчетности в организациях Российской Федерации.
Рис. 1. Этапы внедрения публичной нефинансовой отчетности
Поскольку подготовка нефинансовой отчетности в большинстве случаев - добровольная инициатива бизнеса, то компании вправе самостоятельно решать, какие темы раскрывать в отчете, использовать или нет имеющиеся стандарты отчетности, публиковать ли бумажную или только электронную версию отчета, где и как ее размещать. Однако на современном этапе развития нефинансовой отчетности четко наметились определенные тенденции и лучшие практики, речь о которых пойдет ниже.
Инструментарий нефинансовой оценки имеет свои определенные преимущества перед финансовыми показателями:
Очевидно, что состав нефинансовой информации зависит от видов и особенностей деятельности организации. В связи с этим нефинансовые показатели всегда будут отражать специфичные характеристики деятельности организации.
Следует отметить, что для пользователей отчетности важно получить комплексное представление о деятельности организации, ее стратегии. Поэтому дополнение финансовой информации бухгалтерской отчетности нефинансовыми показателями лишь в некоторой степени повысит информационные возможности отчетных сведений.
Тем не менее, дополнительные сведения будут полезны для принятия деловых, управленческих решений.
Таблица 1
Характеристика нефинансовых показателей
№ п/п Вид показателя _Примеры
1 |
Показатели по персоналу |
- нормы труда (нормы времени, необходимого для осуществления определенной операции, вида работ, обслуживания оборудования и т.д., нормы выработки); - показатели движения персонала (текучесть кадров, ротация кадров, показатели абсентеизма, динамика численности персонала в добывающих, обслуживающих и поддерживающих подразделениях, показатели «кадрового голода» компании, показатели овладения смежными профессиями и др.); - показатели удовлетворенности трудом; - показатели условий труда (удовлетворенность условиями труда, количество профзаболеваний, несчастных случаев, показатели травматизма и др.) |
2 |
Показатели по производству, потреблению и использованию материальных ресурсов; показатели обслуживания материальных ресурсов |
- норма брака продукции; - нормы расхода материалов; - нормы партии; - средний размер заказа; - показатели ритмичности загрузки оборудования и ритмичности работы; - показатели сменности работы оборудования; - показатели простоя оборудования (площадей, трубопроводов, путепроводов; количество пустых мест, полок, простой любых активов); - расчет мощностей предприятия |
3 |
Показатели системы управления |
- количество подразделений; - количество уровней иерархии; - норма управляемости; - скорость и качество прохождения информации по внутренним организационным каналам; - время, затрачиваемое на борьбу за власть внутри организации |
Как правило, нефинансовые отчеты предназначены для широкого круга заинтересованных сторон и имеют публичный характер, т.е. являются внешними.
Однако компания может подготовить также и внутренний отчет, который будет адресован какой-либо узкой группе заинтересованных сторон (например, сотрудникам) и будет доступен только этой целевой аудитории.
Список литературы