Автор: Ирина Удалова, ACCA, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов», руководитель проекта отдела финансовых аудитов, Блок внутреннего контроля и аудита ПАО «МТС»
Источник: Ассоциация “Институт внутренних аудиторов”
Дата публикации: 14 Декабря 2020
В целях проведения аудита системы управления рисками в ПАО «МТС» была разработана методология, представленная в данной статье. И хотя она используется в крупной компании телекоммуникационного сектора, может быть адаптирована и для других отраслей.
В нашей компании интегрированное управление рисками нацелено на обеспечение разумной гарантии достижения стратегических целей компании, поддержание уровня риска в соответствии с риск-аппетитом и представляет собой процесс, осуществляемый в рамках основного функционала всех сотрудников. Этот процесс включает идентификацию, анализ, оценку и приоритизацию рисков, а также выработку и реализацию процедур реагирования при наступлении риска, выбор методов управления рисками, контроль за исполнением планов мероприятий и мониторинг эффективности процесса управления рисками.
Необходимость проведения регулярного аудита системы управления рисками закреплена в Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита. Оценка внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления осуществляется на ежегодной основе. При проведении плановых аудитов особое внимание уделяется практическому управлению рисками объекта аудита.
Оценивая текущую степень зрелости и отслеживая ее прогресс, менеджмент получает возможность лучше понимать действия, которые необходимо предпринять для повышения уровня эффективности и результативности процесса управления рисками.
Блоком внутреннего контроля и аудита компании анализ системы управления рисками проводился в 2 этапа:
С учетом специфики бизнеса и особенностей компании на основании профессионального суждения в качестве критерия оценки была выбрана модель зрелости системы управления рисками Risk Management Capability Maturity Model (Министерство финансов Австралии, 2017 г.)[1], согласно которой был составлен чек-лист по следующим параметрам:
- Формирование политики по риск-менеджменту:
- Формирование системы управления рисками:
- Определение ответственности за управление рисками:
- Внедрение систематического управления рисками в бизнес-процессы:
- Поддержка способности управления рисками:
- Обзор и постоянное совершенствование управления рисками:
В ходе аудита системы риск-менеджмента мы рекомендуем дополнительно анализировать вопросы, специфичные для российской бизнес-среды:
Также следует обратить внимание на проблемы, с которыми сталкивается большинство российских компаний, согласно исследованиям Deloitte[2], и оценить их влияние на объект аудита:
В современной динамично меняющейся среде компаниям недостаточно управлять традиционными рисками, такими как: рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности. Важное значение приобретает управление нефинансовыми рисками. Среди прочего множества нефинансовых рисков все больше компаний и государственных институтов выделяют киберриски как наиболее значимые.
Широко тиражируемые публикации о неподобающем поведении сотрудников, партнеров и клиентов, зачастую приводящие к финансовым и репутационным потерям, выявляют необходимость управления данными видами рисков.
Появление новых технологий, таких как: роботизация, big data, машинное обучение, облачные решения, когнитивная аналитика, не только позволяет сократить операционные расходы за счет автоматизации рутинных задач, но и улучшить эффективность тестирования до 100% транзакций, выявлять потенциальные риски в реальном времени и своевременно реагировать на них. Однако, одновременно необходимо учитывать и оценивать риски, возникающие в связи с применением новых технологий.
Эффективное управление нефинансовыми рисками и применение современных технологий приводят к необходимости пересматривать устоявшуюся систему управления рисками.
Суммируя вышесказанное, мы считаем важным оценивать гибкость и актуальность самой системы управления рисками.
Также значимым элементом оценки является анализ «затраты-выгоды». В соответствии с лучшими практиками, затраты на поддержание инфраструктуры риск-менеджмента не должны превышать 10% общих затрат на управление рисками.
После оценки общей инфраструктуры следует определить степень развития риск-культуры и интеграции процедур риск-менеджмента на операционном уровне.
Для цели определения уровня развития культуры мы проанализировали влияние оценки рисков на принятие решений, наличие открытого и проактивного подхода к управлению рисками, получив ответы на следующие вопросы:
На основании нашего профессионального суждения для оценки интеграции риск-менеджмента были выбраны ключевые процессы телекоммуникационного сектора:
По каждому выбранному процессу были проведены следующие аудиторские процедуры:
Отдельным пунктом мы оценили компетентность риск-менеджеров:
В результате проведенных процедур сделаны выводы о степени зрелости риск-менеджмента в компании, выявлены области для развития, даны рекомендации для конкретных процессов.
В завершение стоит отметить, что современная динамично меняющаяся бизнес-среда требует переосмысления традиционного подхода управления рисками и перехода на новый уровень эффективности. Основная задача нового подхода заключается в изменении роли риск-менеджмента с реагирующей на предупреждающую.
Комментарий начальника отдела управления рисками:
«В ПАО «МТС» интегрированное управления рисками появилось в 2006 году и с тех пор прошло длинный эволюционный путь, реагируя как на трансформацию бизнеса, так и на новые тенденции в области анализа рисков. Основная польза риск-менеджмента реализуется через интеграцию в ключевые бизнес-процессы, внедрение количественных методов анализа в принятие ключевых решений. Для этого недостаточно обладать компетенциями в области теории вероятностей, стохастических процессов и анализа данных. Важно также правильно коммуницировать преимущества риск-ориентированного мышления на всех уровнях. В таких вопросах очень важна независимая оценка, которую обеспечивает внутренний аудит. Это дает возможность воспользоваться широкой экспертизой коллег в других процессах, оценить эффективность управления отдельными видами рисков и повысить вовлеченность подразделений в процесс управления рисками».
[1] https://www.finance.gov.au/government/comcover/risk-services/management