Хотя буквально через день после появления новости Федеральная налоговая служба поспешила охладить оптимизм тех, кто возложил, возможно, слишком большие надежды на описание радужных перспектив широкомасштабного внедрения технологии blockchain и постепенного отказа от декларационной системы налогообложения в России, которое привел замглавы ФНС Даниил Егоров в интервью “Известиям” на прошлой неделе, мы уже успели обратиться к представителям российского бизнеса, чтобы узнать, что они думают на сей счет. Вот что они нам ответили…
Сама по себе идея постепенного отказа от декларационного подхода, конечно же, правильная. Проделывать несколько раз одну и ту же работу по учету и проверке источников доходов и трат в условно ручном режиме при наличии технологий, которые в принципе позволяют полностью автоматизировать и защитить этот процесс, как минимум - нерационально. Развитие технологий, которые объединяются понятием “блокчейн”, происходит очень активно для решения разнообразных прикладных задач. Реализация и практическое применение в условиях России потребует сложного переходного периода, в том числе и для принятия целого блока решений на законодательном уровне. И можно предположить, что этот процесс будет проходить поэтапно и может занять не одно десятилетие.
В жизни предприятий многие учетные блоки переданы на онлайн-обмен с контролирующими органами - это и НДС, это и оборот этилового спирта, в будущем переведут и выручку через кассовые аппараты.
Да, это существенно облегчит труд бухгалтерских работников и сократит штат бухгалтерий компаний на ОСНО. В компаниях малого бизнеса на УСН роль бухгалтера несколько шире: это и юрист, и кадровик, и финансовый менеджер. Для них упрощенные автоматизированные системы
только на руку - автоматически пройдет переквалификация в контролера расчетов.
На мой взгляд, полностью отказаться от налоговых деклараций не получится. Отказ, в свою очередь, напротив может привести к нарушению четких сроков и порядка предоставления деклараций, предусмотренных в настоящее время в Налоговом кодексе. Это может произойти из-за того, что налогоплательщики не смогут в течение налогового периода вносить данные в учет, т.к. они, исходя из слов г-на Егорова, автоматически сразу будут просматриваться и оцениваться контролирующими органами. Таким образом, компании потеряют право на ошибку и, что важнее всего, сразу раскроют все нюансы своего учета перед налоговыми органами.
Данные обстоятельства могут повлечь за собой взыскание с компаний как административных, так и уголовных санкций за просрочку предоставления отчетности, за предоставление недостоверных сведений
или за непредоставление данных
вовсе. Также увеличится шанс попасть на налоговые “допроверочные” комиссии и стать предметом выездной налоговой проверки.
Указанные изменения повлияют, безусловно, на увеличение уровня профессиональных требований к специалистам, занимающимся составлением и анализом бухгалтерской и налоговой отчетности, что вызовет дополнительные затраты для бизнеса, вопреки заверениям г-на Егорова.
По моему мнению, и исходя из проекта Минфина РФ “Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов”, указанных выше изменений в ближайшем будущем в любом случае, к счастью, ждать не приходится.
Любой добросовестный налогоплательщик, на мой взгляд, должен приветствовать внедрение блокчейна в администрирование взаимоотношений с налоговым органом: эта технология предполагает невозможность изменения данных налогоплательщика, на основании которых ФНС могла бы исчислять налоги без его участия. Следовательно, стали бы невозможными злоупотребления как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов, что, к сожалению, еще имеет место в российской практике налогового администрирования.
Самый важный аспект идеи блокчейна — отказ от централизации баз данных. По сути, это отказ от участия, в том числе, и в бизнес-процессах различных посредников. Возможным последствием внедрения блокчейна станет сокращение рабочих мест — не только, кстати, бухгалтеров, но и налоговых инспекторов тоже. Очевидно, что такая перспектива не может понравиться каждому заинтересованному участнику налоговых отношений. Что, кстати, подтверждается реакцией ФНС на публикации в СМИ информации о ее планах перейти на бездекларационный механизм взаимодействия с налогоплательщиками на базе использования технологий блокчейн.
Тем не менее, ФНС
не сможет отказаться от использования в будущем — в далеком или близком, покажет время — передовых технологий, широко проникающих в повседневную жизнь, в сфере налогового администрирования. Думаю, что риски, в том числе и налоговые, переместятся в область законодательного регулирования использования блокчейна. Для этого важное значение имеет решение вопросов о контроле корректности транзакций в распределенных базах данных и легитимности работы программного обеспечения.
Внедрение такой системы на предприятии позволит сократить штат бухгалтерии, т.к. отпадет необходимость подавать декларации в инспекцию, как говорится в комментариях к статье. Но для того, чтобы завести всю первичную документацию в систему и подтверждать введенную информацию (т.е. отвечать на требования налоговой инспекции), тоже нужны будут специалисты на предприятии. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности для собственников компании никто не отменял, даже если ее не надо подавать в налоговую инспекцию. А уплата налогов? Или в этом вопросе собственник должен будет доверять налоговым инспекторам, которые на основании его первичных документов будут рассчитывать ему налоги, которые он должен заплатить в бюджет?
Вместе с тем ИФНС придется нанимать дополнительный штат работников для обработки информации и всех сведений, поступающих к ним. В плане контроля данных со стороны налоговой инспекции выгода введения данной системы очевидна. Налоговая инспекция получает в режиме онлайн доступ ко всей первичной документации предприятия и может в режиме реального времени оценивать правильный расчет налогов предприятия.
Для предприятия выгода от внедрения данной системы сомнительна, т.к. сокращения штата бухгалтерии может и не произойти по описанным выше причинам (введение документации, составление отчетности для собственников), а затраты на внедрение этой системы предприятие точно понесет.
Декларация по НДС - это совсем другое дело: к ней прилагаются книги покупок и продаж, которые также
сгружаются в налоговый орган. В них
налогоплательщик сам включает сведения и сам выбирает, что включать, а что нет
на основании соответствия или несоответствия операций и документов НК РФ. Таким
образом взять и автоматом сгрузить все данные как с кассовыми аппаратами ни у
кого не получится и, следовательно, в бизнесе бухгалтер не сменит профессию и не
отправится работать в поля.
То же самое касается декларации по прибыли: налогоплательщик сам включает в доходы и в расходы те сведения, которые соответствуют критериям доходов и расходов, изложенным в НК. И в этом случае сгрузить данные о доходах и расходах автоматом не получится со всеми из этого вытекающими.
Про технологию блокчейн ввиду всего вышесказанного особого смысла рассуждать нет.
Для реализации всеобъемлющей системы учета налоговых обязательств на основе блокчейн необходимо несколько предпосылок:
С учетом этих предпосылок, перспективы технологии блокчейн в государственном регулировании весьма туманны. Принцип блокчейн противоречит самой сути властной вертикали.
Идея со временем отказаться от налогового декларирования не нова. Уже сейчас Налоговый кодекс содержит несколько примеров, когда государство готово отказаться от какой-либо составляющей контроля взамен на более тесный контакт с налоговым органом. Так, например, от проведения налоговых проверок освобождаются налогоплательщики, у которых проводится налоговый мониторинг. Цены признаются рыночными и, как следствие, освобождаются от контроля в соответствующей части налогоплательщики, заключившие с налоговыми органами соглашение о ценообразовании. При этом не стоит забывать, что взамен отмены обязанности подавать налоговую отчетность раз в месяц/квартал/год обязательным условием контролирующий орган ставит доступ ко всем данным налогоплательщика в режиме реального времени.
Если говорить об отмене декларационного подхода повсеместно, это потребует достаточно серьезной унификации учетных правил, а также отдельной и достаточно жесткой регламентации введения данных первичных документов в систему учета. В идеале для налогового органа – реализация такой системы посредством ведения учета в облачном сервисе самого налогового органа. И даже тогда, принимая во внимание все трудности перевода, а также весомость конечного блага для налогоплательщиков, перспектива добровольного перехода налогоплательщиков с разовой подачи налоговой отчетности на непрерывный контроль со стороны налоговых органов представляется весьма отдаленной и непопулярной.
Что же касается усовершенствования налогового контроля посредством блокчейна, то это все лишь технология, один из инструментов. Вместе с тем следует признать, идея записывать историю всех транзакций в каждой следующей транзакции для любого контролирующего органа открывает масштабные перспективы. При этом, несмотря на инновационность идеи, очень много вопросов появится к ее реализации применительно к налоговому контролю на практике. Так, на примере биткоина реализация блокчейна кажется понятной, там только одна операция – перевод денег. В рамках же налогообложения вариантов операций гораздо больше, и записывать их может быть гораздо сложнее.
Еще один насущный вопрос – как будет соблюдаться требование о налоговой тайне в отношении информации, которая по технологии будет записана и может неограниченно распространяться в свободном доступе внутри других транзакций. Эти и другие вопросы, незаданные и остающиеся без ответа, отодвигают в далекое будущее перенастройку налогового контроля через технологию блокчейна.