Авторы: Майкл Хитер (Michael Hyter), Чарльз Элридж (Charles Elridge), CPA, старшие партнеры Korn Ferry
Источник: Journal of Accountancy
Перевод: GAAP.RU
Фото: www.kornferry.com
Хотя аудиторские фирмы в последние годы сделали существенный прогресс в обеспечении разнообразия сотрудников на руководящих постах, и женщины в результате более активно стали подниматься по служебной лестнице, тем не менее, как показывает исследование, по-прежнему остаются в силе факторы, мешающие им пробиться на самый верх. Причина банальна: отсутствие четко выраженного, критически важного опыта лидерства в областях, которые требуются на высшем уровне.
Korn Ferry – компания, которую представляют авторы сегодняшней статьи – как раз специализируется на консалтинговых услугах в сфере лидерства и профессиональных навыков. Проведенное ей исследование показало, что когда женщины все-таки достигают высших управленческих позиций, оказывается, что в плане своего лидерского опыта они на целый шаг позади своих коллег-мужчин. И никакая это не дискриминация, а самое что ни на есть эмпирическое свидетельство.
«Должна быть общая ответственность для всех женщин в плане четкого представления о том, что им необходимо для карьеры и для организации, где они работают – чтобы это лежало в основе стратегии, как туда, наверх, пробиться. Понимание того, какой опыт необходим для продвижения, имеет ключевую важность» – говорит старшая управляющая Korn Ferry Пегги Хазард (Peggy Hazard).
В ходе исследования обнаружилось, что хотя женщины в очень многих профессиях за свои профессиональные качества ценятся выше мужчин, они, однако, не нарабатывают реального опыта в непростых/нестандартных ситуациях, а также в областях роста бизнеса, стратегий, финансов, и PR – каждая из них относится к компетенциям, необходимым на самом высоком уровне. Также исследование показывает, что хотя мужчины и женщины обычно имеют одинаковую мотивацию к продвижению вверх по карьерной лестнице, тем не менее, представители слабого пола чаще говорят «нет» в ситуациях, когда им выпадает возможность сделать критически важный выбор. Либо к ним вообще не обращаются, полагая с самого начала, что семейные обязательства у них на первом плане – следовательно, будут мешать общему делу. Это объясняет, почему мужчины обычно в преимуществе, когда в компании заходит разговор о повышениях.
Но не все так печально. Исследователи Korn Ferry обнаружили, что за исключением фактора доверия, женщины набирают более высокие очки во всех остальных областях лидерства и в большинстве навыков и областей знаний, которые считаются необходимыми для успеха – например, в отношениях с сотрудниками, удовлетворении запросов клиентов, формировании команды. «Чего им не хватает, так это опыта, который получают их коллеги-мужчины на среднем организационном уровне или уровне отдельных бизнес-подразделений» – говорит Эвелин Орр (Evelyn Orr), старший директор Korn Ferry Institute и редактор исследования компании о роли женщин в лидерстве. – «Женщинам нужно более активно тянуть вверх руки и соглашаться на опыт, который действительно разовьет их навыки. А организациям нужно обеспечить женщин возможностями принять эти вызовы на как можно более ранних этапах карьеры».
Фото: www.pressfoto.ru
В Соединенных Штатах только 24 компании из 500 списка Fortune имеют среди своих исполнительных директоров женщин. При этом в советах директоров тех же компаний лишь 17% мест заняты представительницами прекрасной половины человечества. Если вы посмотрите отдельно на бухгалтерско-аудиторскую профессию, вы обнаружите, что статистические данные там ненамного лучше. Согласно отчету о текущих трендах от AICPA за 2013 год, который анализирует в том числе спрос и предложение на рынке труда для профессиональных бухгалтеров, в более-менее крупных компаниях с числом сотрудников более 50 лишь 17% партнеров – женщины.
Но с чем еще сложнее спорить, так это с другим результатом проведенного исследования: как оказалось, «критическая масса» женщин на лидерских и управляющих позициях прямо коррелируется с лучшими финансовыми результатами. И Catalyst, и McKinsey (крупные консалтинговые компании) продемонстрировали существенные положительные отличия в результатах компаний, где женщины были более широко представлены в советах директоров и исполнительных комиссиях. Исследование «Women Matter» («Женщины имеют значение!») от McKinsey показало на 41% большую отдачу от капитала и на 56% более высокую выручку до выплаты налогов и процентов в случае с компаниями, где женщины на руководящих должностях представлены лучше.
Таким образом, мотивация для самих компаний взрастить у себя лидеров-женщин очевидна, и она требует, чтобы тут сами компании и их сотрудницы работали вместе, чтобы обеспечить для них адекватную подготовку перед занятием руководящих должностей. А что могут сделать сами сотрудницы по мере продвижения вверх по карьерной лестнице, чтобы получить необходимый опыт? Вот несколько простых рекомендаций, которые могут помочь.
Фото: www.pressfoto.ru
Фото: www.pressfoto.ru
В аудиторских фирмах сегодня ситуация постепенно улучшается. Довольно часто тут используются различные программы развития лидерского таланта для женщин. О них думают, когда заходит речь о назначении новых членов в комитеты и на руководящие посты.
Подытоживая, можно сказать, что исследование рисует сегодня женщин во многих компаниях в качестве такого себе скрытого источника энергии. Что могут начать делать компании и их сотрудницы прямо сегодня, чтобы начать разрабатывать этот потенциал? «Мы бы рекомендовали сосредоточиться на трех ключевых областях: мотивация – чтобы разглядеть индивидуальные побудительные факторы для женщин с высоким потенциалом; опыт – то есть задачи, чтобы дать возможность женщинам развить у себя необходимые навыки и быть на виду; и отношения – чтобы предоставить женщинам доступ к людям на исполнительных должностях, что можно обеспечить, например, через наставничество» – говорит старшая управляющая Korn Ferry Пегги Хазард. – «Стеклянный потолок» реально существует, но также существуют и инструменты, с помощью которых женщины вполне могут разбить вдребезги эти барьеры».