Автор: Николай Коковихин
Дата публикации: 13 Июня 2018
«Мой бизнес всегда лучше, эффективнее и стоит дороже, чем аналогичный бизнес» - мнение большинства бизнесменов
Практика продажи бизнеса прочно вошла в нашу действительность, и давно уже не является чем-то необычным: зарабатываются огромные состояния, продавая бизнес на подъеме отрасли, и теряются миллионы при падении. И лишь немногие собственники бизнеса полностью осознают всю глубину процесса продажи бизнеса, ведь зачастую продать бизнес по адекватной стоимости бывает сложнее, чем его создать.
Итак, Вы владелец бизнеса и приняли часто непростое решение продать бизнес. С чего начать? - с размещения объявлений в интернете, с общим поверхностным описанием бизнеса и каким-то образом определенной стоимостью!? Именно так и поступает почти 90 % собственников бизнеса и результат... почти нулевой.
Бизнес — это не только здания, оборудование, товарно-материальные запасы, покупатели, поставщики, персонал и т. д.; бизнес - это не производство товаров (оптовая и/или розничная торговля, оказание услуг). Бизнес — это эффективно действующая совокупность вышеперечисленных факторов, где главный показатель эффективности — прибыль!
ВАЖНО
Часто при определении стоимости бизнеса владелец руководствуется только размером вложенных средств, текущей стоимостью активов, но эффективность бизнеса и, как следствие, стоимость определяется из множества факторов, где, пожалуй, самый важный — прибыль. Можно привести сравнение с продавцом спорткара, но если автомобиль не ездит, он не будет стоить практически ничего, или почините или сдайте в утиль. Так и в бизнесе, сколько бы средств не было вложено в бизнес, они должны приносить отдачу, генерировать прибыль.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, обладающий всеми признаками товара. По сути, бизнес — это уникальный в своем роде товар. Если рассматривать бизнес как своего рода товар, то у товара «бизнес» есть свои особенности:
Рассмотрим подробнее особенности бизнеса как товара. Двух одинаковых предприятий нет, да может быть одинаковая сфера деятельности, одинаковое оборудование и т.д. — но персонал разный, географическое положение различно...
Бизнес — постоянно функционирующая во времени экономическая единица, и удачная коммерческая сделка (например, подписание крупного контракта) может существенно увеличить стоимость бизнеса, собственно как и неудачная — снизить.
Бизнес — это совокупность активов. Виды активов:
а) физические активы — недвижимые активы (здания, сооружения, земельные участки); движимые активы (оборудование, транспортные средства, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция);
б) финансовые активы — наличные денежные средства, остатки на счетах в банке; банковские вклады, акции, векселя, облигации;
в) нематериальные активы — торговые марки, патенты, лицензии на право осуществления деятельности, деловая репутация, эксклюзивные технологии бизнеса, интеллектуальная собственность бизнеса.
Внешние факторы, влияющие на стоимость бизнеса: экономическая ситуация в стране, регионе, отрасли в целом; степень государственной поддержки, курс национальной валюты, демографическая ситуация, уровень конкуренции, доступность кредитных ресурсов...
Внутренние факторы, влияющие на стоимость бизнеса: финансовое состояние бизнеса, квалификация персонала, качество, цена готовой продукции (товаров, услуг), технологические процессы.
ВАЖНО
Бизнес — самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главной целью получение прибыли и развитие собственного дела. В российской практике продажи бизнеса, часто подменяются понятия действующего бизнеса и так называемого «готового» бизнеса. Действующий бизнес — это структура, состоящая из юридического(их) лица и/или индивидуального(ых) предпринимателя(ей), осуществляющая хозяйственно-производственную и финансово-экономическую деятельность (производство и реализация готовой продукции, оптовая и розничная торговля, оказание услуг), с целью получения прибыли. Готовый бизнес — это структура, имеющая основные признаки действующего бизнеса (например, активы: недвижимость, оборудование, товарно-материальные запасы), но не осуществляющая хозяйственно-производственную и финансово-экономическую деятельность по основному профилю. Соответственно, и стратегии продажи действующего бизнеса и так называемого «готового» бизнеса, будут существенно различаться.
Необходимо четко определить основную причину продажи бизнеса и мотивацию собственника.
Среди причин продажи бизнеса, можно выделить две основные группы:
Мотивы продажи бизнеса могут пересекаться, но только один является главным основополагающим...
Случай из практики
С определенной простотой в большинстве случаев, в качестве причин продажи бизнеса указывают две основные: переезд и непрофильный актив. Кого пытаются обмануть? Так, владелец пищевого производства и сети розничных магазинов указал причиной переезд (да, факт переезда имеет место, но, причина переезда - значительный долг перед кредиторами). Владелец строительной компании указал, что это непрофильный актив, притом что это предприятие обеспечивает 80 % объема продаж группы компаний. Реальная причина - серьезный конфликт интересов с местными властями при выделении земельных участков. Конечно, не стоит выставлять на всеобщее обозрение реальную ситуацию в бизнесе (это касается рекламных объявлений о продаже), но при первых же переговорах с потенциальным покупателем не стоит скрывать реального мотива и причины продажи бизнеса, «шило в мешке не утаишь».
В глазах владельца бизнеса, бизнес может быть если и не идеальным, но точно очень перспективным, эффективным, пусть даже сейчас могут быть временные трудности. И владельца бизнеса можно понять: столько времени, эмоций, сил и денег вложено в создание, развитие предприятия, столько запомнившихся моментов в жизни. Но реальность такова, что покупателя бизнеса не волнуют эти моменты, он руководствуется холодным расчетом, собственными мотивами и представлениями о будущем предприятия. И что, пожалуй, самое главное - покупатель бизнеса имеет возможность выбора вариантов по вложению денег из множества альтернатив: размещение средств на банковский депозит, приобретение недвижимости, валюты, акций, покупка другого бизнеса, создание собственного и т. д.
Продавец бизнеса должен заинтересовать покупателя, сделать бизнес привлекательным в глазах покупателя - «упаковать бизнес в красивую обертку». Что делает бизнес привлекательным для покупателя:
Вышеперечисленные факторы являются взаимосвязанными, так при нестабильном финансовом состоянии предприятия, стоимость бизнеса будет значительно ниже, чем при стабильном финансовом состоянии, а наибольшее значение для продажи будут иметь оценка перспектив развития бизнеса и лояльность владельца. И в зависимости от состояния того или иного параметра, другие будут приобретать наиболее весомое значение.