Автор: Ника Шамба, внутренний аудитор АО СК «Ингвар», член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»
Источник: Ассоциация “Институт внутренних аудиторов”
Дата публикации: 10 Июля 2020
Внутренний аудит исполнения страховой компанией Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Часть 1
Одна из важных и интересных тем для внутреннего аудита в страховой компании, которую я всегда вношу в годовой план проведения внутреннего аудита, – процедуры по проверке исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» отделом ПОД/ФТ, сотрудниками, ответственных за работу с клиентами, а также руководителем страховой компании.
Нормативная правовая база
Коллегам, недавно работающим в страховой сфере, советую тщательно изучить нормативно-правовую базу, практику по данному вопросу и периодически проходить обучение (внутреннее и внешнее). Выбор организации по внешнему обучению – обширный. Мой опыт показывает, что лучше посещать очные семинары с участием представителей Банка России. Для получения новой информации эффективно также напрямую задавать вопросы надзорному органу через личный кабинет или канцелярию Банка России. Если получение ответа затягивается, пишите повторно. В итоге ответ будет. Для страховых компаний надзорным органом является Банк России. Обращаться непосредственно в Росфинмониторинг тоже можно, но есть вероятность, что ваш вопрос будет перенаправлен в Банк России, и получение ответа может затянуться. Росфинмониторинг может ответить на ваш вопрос с оговоркой, что это их позиция, которая, возможно, будет отличаться от позиции Банка России.
Кстати, о вопросах. Не бойтесь задавать вопросы при наличии малейших сомнений. Например, в законе прописано, что анкету (досье) клиента оператор закона обязан вести на клиента, идентифицировав самого клиента, его представителей и (или) выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Вопросов не должно возникать, так как все ясно и понятно. Однако регулятор высказывает свое мнение в частном ответе и указывает, что в случае, когда страховое возмещение по договору страхования выплачивается третьему лицу (выгодоприобретателю), а не лицу, заключившему такой договор (клиенту), то при выплате страхового возмещения такое лицо будет являться клиентом страховой организации. Иными словами перед совершением выплаты страховая компания должна завести анкету (досье) на выгодоприобретателя, провести все необходимые процедуры по идентификации[1] аналогично проверке клиента.
При планировании внутреннего аудита по проверке исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в страховых компаниях, рекомендую включать следующие темы:
Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ, правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ разрабатываются некредитными финансовыми организациями (НФО) с учетом требований, установленных ЦБ РФ по согласованию с уполномоченным органом. Для НФО такие требования установлены Банком России в Положении от 15.12.2014 №445-П. В соответствии с п. 1.4. Положения №445-П, правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатываются НФО в соответствии с Законом №115-ФЗ, Положением №445-П и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых НФО клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Проводя внутренний аудит ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, следует особое внимание обратить на следующие вопросы:
Если в ПВК содержится информация с общими фразами без конкретики, например, «Сотрудники проводят идентификацию до заключения договора страхования, путем заполнения необходимых Приложений…» или «Сотрудники проводят идентификацию, согласно 115-ФЗ», то такое сжатое и краткое изложение является признаком номинальности. Если в ПВК подробно расписаны процедуры проведения программы, то это признак отсутствия номинальности. Например: «В компании организована процедура проведения идентификации в четыре этапа: 1. сотрудник организации, ответственный за работу с клиентом, проводит первичную идентификацию (сбор информации о клиенте и (или) выгодоприобретателе, заполнение листа идентификации - Приложения №1), частичное заполнение служебной записки (внутреннего сообщения) о присвоении (изменении) уровня (степени) риска -Приложение №2; 2. специальным должностным лицом проводится анализ и проверка полученной информации от сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом - проверка информации в Приложении №1, готовятся рекомендации руководителю компании по присвоению степени (уровня) риска с заполнением строки 10 Приложения №2; а также проведение идентификации бенефициарного владельца клиента - Приложение №3; 3. Руководитель компании выносит резолюцию, фиксируя личной подписью итоговое решение по присвоению степени (уровня) риска в Приложении №2. 4. Специальное должностное лицо подготавливает и отправляет в уполномоченный орган формализованного электронного сообщения в соответствии с Программами 1-5 ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (при необходимости)».
Исходя из собственного опыта, скажу, что около 40% работников компании скептически относятся к теме ПОД/ФТ/ФРОМУ. Я часто слышу, что ПОД/ФТ/ФРОМУ отнимает много времени и не дает в полную силу заниматься основным видом деятельности – страхованием. Такое отношение работников компании может негативно сказаться на исполнении законодательства. Этот фактор необходимо учитывать внутреннему аудитору.
В следующей статье мы рассмотрим вторую тему, которую я рекомендую включать в годовой план проведения внутреннего аудита в страховой компании – проверка исполнения работниками компании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Об Ассоциации “ИВА”
Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциация «ИВА»), зарегистрированная в 2000 г., является профессиональным объединением более чем 4000 внутренних аудиторов, внутренних контролеров и работников других контрольных подразделений российских компаний и организаций.
ИВА имеет 12 региональных центров: в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге, Тюмени, Уфе и Хабаровске.
Подробности на сайте www.iia-ru.ru
[1] совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом ПВК сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
[2] 23.04.18г. законом 90-ФЗ внесены изменения в 115-ФЗ: слова «и финансированию терроризма» заменены словами «финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», сокращенно ПОД/ФТ/ФРОМУ.
[3] федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии Федеральным законом.