Автор: Борис Старинский, директор «Инталев-Украина»
Источник: Инталев-Украина
Дата публикации: 2 Октября 2007
Система Сбалансированных Показателей (далее ССП) сегодня является одной из самых модных и популярных технологий в мире. Но на Украине об ССП много пишут, обсуждают, но ОЧЕНЬ мало применяют на практике! Возникает два вопроса – «Почему ССП популярна?», и «Почему мало применяют?». Ответов на первый вопрос много, это и популярность технологии на Западе, особенно в США, это и элегантность, наглядность и кажущаяся простота самой идеи, это и прорывы и успехи многих компаний, применяющих ССП, это и вечные поиски панацеи от бесконечных проблем управления и т.д.
Прежде, чем ответить на второй вопрос – опишем вкратце суть технологии. Предпосылки создания технологии заключаются в понимании все возрастающей роли нематериальных активов… Я сам множество раз задавал в менеджерских аудиториях вопрос – «Какие факторы определяют долгосрочный успех компаний?». Список ответов обычно выглядит следующим образом: команда, лидер, идея, люди, система управления, идеология, мечта, цель, миссия, технология, инновационное мышление… Список можно продолжить, но суть в том, что все эти факторы нематериальны. А развитые современные методы управления и анализа направлены в первую очередь на учет и анализ материальных факторов. Т.е. анализируем верхушку айсберга и делаем выводы, принимаем решения. Качество таких решений оставляет желать лучшего, чему свидетельство многочисленные провалы и международные скандалы…
Так мало того, что мы пытаемся предсказать поведение слона, наблюдая только за его ногой или хвостом! Если включить временной аспект, то анализируемые финансовые результаты деятельности – это уже именно РЕЗУЛЬТАТЫ, а действия, факторы и причины, которые определили ТАКИЕ результаты лежат в прошлом. Следовательно, напрашивается вывод, что для того, чтобы предсказать, а еще лучше УПРАВЛЯТЬ получением нужного результата в будущем, нужно сегодня анализировать и управлять именно этими результатоопределяющими факторами. Большинство из которых, как мы уже рассмотрели, носит нематериальный характер… .
Осознание важности и доминирующего влияния на успех нематериальных активов у многих появилось давно… А если говорить о выдающихся личностях, то это понимание было и тысячи лет назад, достаточно почитать труды великого китайского полководца Сунь-Дзы чтобы в этом убедиться…
Понимание то было, не было технологии! Получалось почти как у студента на экзамене – понимание важности нематериальных активов есть, а как их оценивать и управлять не знаем….Поэтому менеджмент с большим энтузиазмом воспринял появление такой технологии как ССП.
Можно сказать, что именно карта – как инструмент визуализации целей и стратегии является главным изобретением Нортона и Каплана. Аналогия с военными действиями: штаб разработал стратегию военной кампании. Для того, чтобы донести эту стратегию до армии, подготавливаются соответствующие приказы и стратегия наносится на карты. Эти приказы и карты поступают в войска, полевым командирам. Тысячелетняя практика ведения военных действий доказала эффективность такой технологии. И карта в ССП является аналогом военных топографических карт и схем. Для лучшего понимания рассмотрим пример такой карты.
Карта ССП состоит из четырех перспектив (слоев, горизонтов, составляющих…):
Первая перспектива – финансы. Прибыль и другие финансовые показатели эффективности, конечно же важны. Если предприятие не будет экономически эффективным, то все его цели останутся мечтами, да и сам факт существования компании будет под вопросом. На финансовой перспективе мы наносим финансовые цели и стратегию. Например, увеличение прибыли и/или увеличение доходности инвестиций (ROI).
Далее мы задаем себе вопрос – а за счет чего мы будем добиваться наших финансовых целей? За счет каких продуктов, услуг, клиентов, сегментов, регионов? Т.е. какова наша рыночная стратегия? И следующая перспектива, на которую мы наносим нашу рыночную стратегию так и называется «Клиенты/Рынок». Здесь может например быть две цели, увеличение продаж старым клиентам за счет повышения качества сервиса и увеличение продаж новым клиентам за счет географической экспансии.
Далее мы обращаем свое внимание уже внутрь организации и задаем себе вопрос – а как мы должны работать, чтобы предоставить рынку требуемые продукты и услуги в нужном количестве и с требуемым качеством? Следующая перспектива называется «Бизнес-процессы». Для нашего примера ключевыми процессами будут сервисные (для повышения удовлетворенности существующих клиентов) и процессы, обеспечивающие географическую экспансию.
И последний вопрос – каковы должны быть сотрудники и инфраструктура предприятия, для того чтобы эффективно выполнялись наши бизнес-процессы. Соответствующая перспектива называется «Обучение/развитие». Здесь может быть поставлены цели поиска и обучения новых сотрудников (для программы географической экспансии) и формирование процессно-ориентированной корпоративной культуры (для системного повышения качества сервиса и достижения операционного превосходства по издержкам). Сразу хочу предупредить читателя, что в различных изданиях и статьях название перспектив может изменяться, главное для нас понимать их природу и предназначение. Кроме того в нашем примере очень многие рассуждения остаются «за кадром» – это связано с ограниченным объемом статьи…
Заинтересованному читателю рекомендую чтение первоисточников (см.историческую справку) и множество статей в Интернете.
Достоинства и преимущества технологии ССП для повышения эффективности бизнеса:
И, наконец, мы подошли к ответу на вопрос – почему мало компаний в России и Украине применяют ССП на практике? Причин несколько:
По поводу последнего пункта я лично наблюдал множество ситуаций, когда на вопрос об ССП – ответ у нас есть стратегия и разработана ССП, а на просьбу показать карту следует ответ – а у нас ее нет, ее знает только Генеральный директор! (Разговор был с Финансовым директором компании!!!). Т.е. главная идея ССП – донесение целей и стратегии до всех уровней исполнения искажена!
Пример карты ССП
Историческая справка Первоначально господа Дейвид Нортон и Роберт Каплан в 1990 году решали задачу разработать систему оценки бизнеса с учетом не только финансовых показателей и факторов. В результате исследовательской работы появилась технология оценки бизнеса Balanced Scorecard – (BSC), которая оказалась очень удачной и быстро, к 1993 году трансформировалась в систему стратегического управления. Легенды утверждают, что к настоящему моменту 400 компаний из Fortune-500 внедрили или находятся в процессе внедрения ССП. И это всего за 10 лет! Невероятная популярность!!!
P.S. Немного дегтю в цистерну меда – на мой взгляд в какой-то степени эта популярность – дань моде….
P.P.S. С другой стороны сама мода на ССП возникла в результате фантастического, ультраординарного, феноменального, потрясающего успеха некоторых компаний, применяющих ССП как инструмент стратегического управления….