Gaap.ru

Финансовый результат холдинга: кто зарабатывает и как тратит?

Автор: Светлана Засухина, партнер ООО "Десонн Партнерс"
Источник: журнал « »
Дата публикации: 9 Февраля 2010

РАЗВИТИЕ кризисной ситуации на рынках и ухудшение финансовых показателей деятельности заставляет холдинговые компании уделять большее внимание непрофильным и неприбыльным бизнесам, которые создают дополнительную нагрузку в затратах группы. Каковы финансовые аспекты оценки эффективности работы отдельного бизнес-направления внутри холдинга? Методология, рассмотренная в этой статье, поможет определить границы различных бизнесов в корпоративной структуре группы и правильно рассчитать финансовый результат каждого из них. Полученные результаты очень важны для выработки дальнейшей стратегии развития холдинга и помогут ответить на следующие вопросы:

  • Какие бизнесы прибыльны, а какие убыточны?
  • Какие бизнесы являются основными, а какие непрофильными?
  • Какие бизнесы требуют дополнительного инвестирования?
  • Какие бизнесы требуют реструктуризации?
  • Какие бизнесы необходимо подготовить к продаже? и т. д.

Прежде чем приступить к оценке финансового результата, необходимо четко разграничить понятия «предприятие» и «бизнес». Зачастую эти понятия смешиваются. В данной статье под предприятием понимается юридическое лицо, под бизнесом или бизнес-направлением — самостоятельный вид экономической деятельности с целью получения дохода (прибыли). Ключевой особенностью бизнеса является его возможное существование вне структуры холдинга. Возможны следующие варианты ведения нескольких бизнесов внутри холдинга [Рисунки 1-4].

Очевидно, что первый вариант структуры является самым простым: анализ финансового результата отдельного бизнеса сводится к оценке работы конкретной компании. Такая структура удобна для достижения следующих целей:

  • управлениябизнесом — управление централизовано, и ответственность за ведение бизнеса возложена на руководителя предприятия;
  • продажибизнеса — все активы, задействованные в определенном бизнес-направлении, сосредоточены на балансе отдельного юридического лица. Продажа такого бизнеса представляет собой передачу корпоративных прав на конкретную компанию;
  • привлеченияинвестиций — структура бизнеса прозрачна и понятна, что повышает доверие инвестора.

Все последующие варианты являются более сложными и требуют большего времени и трудозатрат для составления управленческого отчета о финансовых результатах. Прежде чем оценить эффективность работы отдельного бизнеса:

  • во втором варианте необходимо предварительно составить консолидированный отчет о финансовых результатах на основании отчетов компаний, входящих в бизнес-направление;
  • в случае третьего варианта необходимо представить отчетность юридического лица в разрезе сегментов
    — бизнесов. При этом особое внимание нужно уделить принципам распределения общих затрат на управ
    ление предприятием между бизнесами.

Структуры, описанные в вариантах 2-4, более сложные в организации системы управления, которая децентрализована и распределена между руководителями нескольких предприятий. Но несмотря на это такие структуры встречаются в отечественных холдингах достаточно часто по следующим причинам:

  • неупорядоченное стихийное развитие холдингов: новые бизнесы быстро появлялись и вырастали в существующей корпоративной структуре;
  • распределение налоговой нагрузки между предприятиями группы;
  • распределение финансирования (денежных потоков) между предприятиями группы;
  • не предполагалась продажа бизнесов и / или привлечение существенных инвестиций.

Варианты структур 2-4 менее прозрачны и понятны для инвестора. Поэтому если по результатам оценки будет принято решение о продаже некоторых действующих бизнесов, то без предпродажной подготовки, которая включает в себя реорганизацию бизнеса (выделение, разделение, объединение и т. д.), продажа бизнеса «как есть» может состояться по цене с дисконтом либо вообще не состояться.

Оценка финансового результата отдельного бизнеса включает в себя следующие шаги:

  1. Определение бизнес-направлений группы и юридических лиц, которые входят в каждое направление.
    Если предприятия группы связаны друг с другом хозяйственными операциями в ходе своей нормальной деятельности, то границы бизнесов переплетаются и становятся неясными: где заканчиваются границы одного бизнеса и начинается другой вид деятельности? Простое правило, которое поможет в разрешении этой дилеммы: отдельный биз-нес — это бизнес, который может существовать независимо от группы. Например, если услуги конкретного бизнеса являются настолько уникальными, что подходят только под потребности предприятий холдинга и никакого другого альтернативного использования на рынке не предполагают, то такой вид деятельности не может существовать отдельно от холдинга, и не стоит его рассматривать как отдельный бизнес.
  2. Сбор статей доходов и расходов, генерируемых данным бизнес-направлением.
  3. Распределение общехолдинговых расходов — расходов, связанных с управлением активами группы.
  4. Расчет чистого финансового результата деятельности бизнес-направления.
  5. Оценка статей доходов и расходов на соответствие рыночным показателям. Внесение корректировок в расчет чистого финансового результата. Это позволит оценить финансовый результат бизнеса в условиях его существования независимо от холдинга.
  6. Использование методов финансового анализа и прочих аналитических подходов для оценки эффективности деятельности.

Рассмотрим описанные выше этапы на примере. Ниже представлен фрагмент корпоративной структуры, на которой представлены два бизнес-направления [Рисунок 5].

В бизнесе «Производство и реализация готовой продукции» участвуют два предприятия:

  • юридическое лицо 2, которое производит полуфабрикат и поставляет его юридическому лицу 1
  • юридическое лицо 1, которое дорабатывает полуфабрикат до готовности и реализует готовую продукцию конечному потребителю.

В бизнесе «Аренда» работает одно предприятие:

  • юридическое лицо 1, которое является владельцем крупного комплекса коммерческой недвижимости и
    сдает его в аренду как внешним, так и внутренним контрагентам, в том числе и предприятию 2.

Предположим, что по результатам года получены следующие финансовые данные о деятельности этих двух предприятий [таблица 1], из которых следует, что предприятие 1 ведет прибыльную деятельность, а предприятие 2 убыточно. Однако такое представление информации еще недостаточно, чтобы судить об эффективности бизнесов.

1 Таблица (млн ден. ед.)

Показать всю таблицу

Статья

Юр. лицо 1

Юр. лицо 2

1. Чистый доход

21,7

7,5

2. Себестоимость

(16,8)

(6,5)

3. Валовая прибыль

4,9

1,0

4. Административные, сбытовые и прочие операционные расходы

(2,0)

(1,2)

5. Операционная прибыль (убыток)

2,9

(0,2)

Для составления отчета о финансовых результатах по каждому бизнесу необходимо разделить прибыль предприятия 1 между арендным и производственным направлениями [таблица 2]. Отчет по сегментам показывает, что годовая прибыль предприятия в сумме 2,9 млн ден. ед. сформировалась в результате прибыли в 3,4 млн ден. ед., заработанной производственным направлением, и убытка в размере 0,5 млн ден. ед. от арендной деятельности.

2 Таблица (млн ден. ед.)

Показать всю таблицу

Статья Сегменты Итого
Аренда Производство

1. Чистый доход

9,2

12,5

21,7

2. Себестоимость

(8,5)

(8,3)

(16,8)

3. Валовая прибыль

0,7

4,2

4,9

4. Административные, сбытовые и прочие операционные расходы

(1,2)

(0,8)

(2,0)

5. Операционная прибыль (убыток)

(0,5)

3,4

2,9

3 Таблица (млн ден. ед.)

Показать всю таблицу

Статья

Юр. лицо 1

Юр. лицо 2

Итого

/td>

Производство

Производство

1. Чистый доход

12,5

7,5

12,51

2. Себестоимость

(8,3)

(6,5)                         (6,5) + (0,8) =

(7,3)2,3

3. Валовая прибыль

4,2

1,0

5,2

4. Административные, сбытовые и прочие операционные расходы

(0,8)

(1,2)                         (0,8) + (1,2) =

(2,0)

5. Операционная прибыль (убыток)

3,4

(0,2)

3,2

1Чистый доход отображает чистые продажи конечному покупателю, т. е. только доход, заработанныйпредприятием № 1. Всевнутригрупповыепродажи (выручка предприятия № 2) исключаются.

2Себестоимость отображает фактически понесенныезатраты, формирующие себестоимость. Всевнутригрупповые затраты исключаются из составасебестоимости. Так, себестоимость реализованной продукции предприятия № 1 в сумме 8,3 млн ден. ед. включает в себястоимость полуфабриката,полученного от предприятия № 2 (7,5 млн денед.) и расходы на его доработку (0,8 млн ден. ед.). Стоимость полуфабриката состоит из двухкомпонентов — затраты, связанные с его изготовлением (себестоимость реализации предприятия № 2 6,5 млн ден. ед.), и наценка (1 млн ден. ед.).

3В целях упрощения примера предполагается, что предприятие № 1 не имеет остатков запасовнезавершенного поизводства и готовой прдукции. При наличии остатков запасов на балансе предприятия №1 расчет себестоимости будет другим.

На следующем этапе собираем статьи доходов и расходов, генерируемые направлением «Производство и реализация готовой продукции» [таблица 3]. Поскольку предприятия 1 и 2 связаны друг с другом хозяйственными операциями, то консолидация по виду деятельности «Производство и реализация готовой продукции» не означает арифметическое суммирование показателей индивидуальных отчетов предприятий. При составлении сводного отчета исключается выручка от реализации продукции предприятия 1 предприятию 2 и все внутригрупповые прибыли, возникшие в процессе передачи полуфабриката.

Для завершения оценки финансового результата необходимо проанализировать статьи доходов и расходов на соответствие рыночным показателям и внести корректировки в расчет чистого финансового результата [таблицы 4-5]. Если бизнес связан с другими бизнес-направлениями холдинга, то все операции корректируются до уровня рыночных цен.

Для сравнения финансового результата с результатом компаний-аналогов необходимо нормализовать его — исключить из него все нетипичные статьи доходов и затрат. Нормализованный финансовый результат — это не фактический показатель прибыли (убытка), а результат, полученный бизнесом при условии нормальной операционной деятельности:

  • при нормализации исключаются разовые статьи доходов и затрат, вероятность повторения которых в будущем низкая. Эти статьи не отражают постоянную доходность или производительность бизнеса;
  • также исключаются затраты на содержание непрофильных активов в бизнесе — например, амортизация
    незадействованного оборудования, которое подлежит продаже. Представленные ниже отчеты о финансовых результатах отображают рентабельность бизнеса в условиях нормальной операционной деятельности.

4 Производство и реализация готовой продукции (млн ден. ед.)

Показать всю таблицу

Статья

До корректировки

Корректировки

После корректировки

Нормализация

Нормализованный результат

1. Чистый доход

12,5

-0,54

12,5

 

12,5

2. Себестоимость

(7,3)

 

(7,8)

+0,35

(7,5)

3. Валовая прибыль

5,2

 

4,7

 

5,0

4. Административные, сбытовые и прочие операционные расходы

(2,0)

 

(2,0)

+0,46

(1,6)

5. Операционная прибыль (убыток)

3,2

 

2,7

 

3,4

4-0,5. Себестоимость производственного направления увеличивается на сумму арендной платы за фактически занимаемые площади. Чистый доход арендного направления соответственно увеличивается на сумму недополученного дохода — 0,5 млн ден. ед.

5+0,3. Из состава расходов исключается амортизация непрофильных активов, которые не используются в деятельности и подлежат в дальнейшем продаже или списанию.

6+0,4. Из состава административных расходов исключаются чрезмерные гонорары на профессиональные услуги, которые в будущем не повторятся.

5Аренда (млн ден. ед.)

Показать всю таблицу

Статья

До корректировки

Корректировки

После корректировки

Нормализация

Нормализованный результат

1. Чистый доход

   9,2  

+0,5  

9,7

 

9,7

2. Себестоимость

(8,5)   

 

(8,5) 

+0,27

(8,3)

3. Валовая прибыль

0,7  

 

1,2

 

1,4

4. Административные, сбытовые и прочие операционные расходы

(1,2)    

 

(1,2)

 

(1,2)

5. Операционная прибыль (убыток)

(0,5)    

 

0,0

 

0,2

7+0,2. Из состава расходов исключается амортизация непрофильных активов, которые не используются в деятельности и подлежат в дальнейшем продаже или списанию.

Таким образом, нормализованный финансовый результат деятельности направления «Производство и реализация готовой продукции» за прошедший год составляет 3,4 млн ден. ед., рентабельность работы этого направления — 27,2 %. По арендному направлению прибыль составляет 0,2 млн ден. ед., или 2,06 % от чистого дохода. Эти данные могут быть использованы для сравнения с данными конкурентов или среднеотраслевыми показателями, а также для составления планов или бюджетов.

Описанные выше подходы к расчету и оценке финансового результата имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой финансового учета и обладаютбольшей ценностью с точки зрения принятия управленческих решений. Их основные отличия заключаются в следующем:

A. Объектом оценки является бизнес, а не юридическое лицо. Если бизнес рассредоточен на нескольких предприятиях, то убыточность деятельности одного из них еще не свидетельствует о неприбыльности бизнеса в целом. Внимание топ-менеджеров фокусируется на деятельности целостных бизнесов, а не на деятельность отдельных юридических лиц.

B. Если бизнес-направление продает товары (услуги, работы) другим бизнес-направлениям группы, статья доходов отражает доходы из расчета рыночных цен. И в случае приобретения товаров (услуг, работ) от других бизнес-направлений группы статьи затрат отражают расходы из расчета рыночных цен.

C. Внимание топ-менеджеров акцентируется на источники сокращения затрат, а также на рентабельность бизнеса в условиях нормальной операционной деятельности и на нестандартные разовые операции, которые произошли в отчетном периоде. Оно нацелено не на обычное фиксирование фактически понесенных доходов и затрат, а обращено к бизнес-окружению компании и предусматривает сбор информации о конкурентах (цены, затраты, объем, доля рынка). Сравнение с рыночными показателями помогает сделать следующие выводы:

  • Если группа получает от принадлежащего ей бизнеса больше прибыли, чем другие возможные собственники, то есть смысл сохранить такие бизнесы и развивать их.
  • Если группа не извлекает из принадлежащего ей бизнеса прибыль на уровне рыночных показателей, то такой бизнес необходимо реструктуризировать или продать.

Для практического применения анализа финансового результата группы компаний в разрезе бизнесов необходимо:

  • утвердить финансовую структуру холдинга;
  • утвердить руководителей бизнес-направлений;
  • назначить ответственных за ведение управленческого учета и составление управленческой отчетности по каждому бизнес-направлению;
  • утвердить принципы распределения общекорпоративных расходов;
  • систематически собирать информацию о рыночных ценах на товары (услуги, работы), поставляемые между компаниями группы; систематически собирать информацию о конкурентах и отрасли.



Теги: