Автор: Г.Е.Хомякова
Коммерческий банк «Компания по проектному финансированию»
Дата публикации: 16 Сентября 2005
Конференция «Роль аналитика в управлении предприятием»
Москва, 29 июня 2001 года.
Менеджер любой компании понимает, что эффективное управление компанией сегодня не возможно без использования информационных технологий. Наш десятилетний опыт исследования рынка финансово-экономического программного обеспечения позволяет нам определить происходящие тенденции в спросе и предложении на этом рынке. Если в начале 90-х годов 20 века был высокий спрос на бухгалтерское программное обеспечение и учет, так называемой быстрой торговли (торгово-складское программное обеспечение), то в настоящее время этот спрос в большей части удовлетворен. Сегодня стоит задача обеспечить необходимой информацией каждого менеджера предприятия для эффективного принятия управленческих решений. То есть, стоит задача – в едином информационной поле данных обеспечить различные структуры предприятия необходимой функциональной насыщенностью. Мы уже привыкли к терминам и функциям, которые не были востребованы в начале 90-х годов: маркетинг, логистика, управленческий учет, финансовый анализ, бюджетирование, оценка инвестиционных проектов и т.п. Казалось бы, предложения предоставляются в избытке на рынке автоматизированных финансово – экономических систем. Мы знаем сотни программ, которые решают в той или иной степени отдельные вышеперечисленные функции, и десятки крупных информационных систем, которые все эти функции решают в комплексе.
Когда речь заходит о возможности (необходимости) спроектировать автоматизированную модель управления предприятием, то появляются новые термины. В Росси идут дебаты, как это называть – корпоративные информационные системы (КИС) или корпоративные системы управления (КСУ). Западные аналитики ввели свои термины и соответствующие им стандарты: MRP, MRPII, ERP и т.п., которые продвигаются на российский рынок дистрибуторами западных автоматизированных систем. Надо отдать должное западным аналитикам, что под определенным термином (MRPII) подразумевается четко разработанный стандарт. Поскольку в Росси аналогичного стандарта нет, то российские разработчики ПО взяли эти термины на вооружение, и на наш взгляд, поспешно декларируют о соответствии тому или иному международному стандарту. Например, всем известная и уважаемая нами фирма Интеллект-сервис заявляет о соответствии своей разработки БЭСТ-ПРО стандарту MRPII. Убедительно доказать соответствие этой разработки всем 16 пунктам указанного стандарта не решится, скорее всего, ни один менеджер этой фирмы. И вообще, скольким пунктам этого стандарта необходимо удовлетворять, чтобы автоматизированную систему в целом можно было отнести к стандарту МRPII? На этот вопрос вряд ли кто сможет ответить, во всяком случае, в России.
Это я говорю к тому, что когда к нам приходит клиент и просит подобрать ERP (MRP, MRPII) – систему для автоматизации управления его предприятием, наши консультанты, прежде всего, выясняют, какие требования он предъявляет к этой системе.
Чаще всего, он не может четко сформулировать необходимые требования, а термин этот слышал на последнем семинаре по автоматизации. Во время дальнейшей беседы или обследования предприятия выясняется, что не всегда нужна именно ERP или MRP система.
Задачи, решаемые экспертом при подборе ФЭС, сродни задачам аналитика предприятия, разрабатывающего инвестиционный проект.
Методика работы с клиентом.
Методика работы с клиентом и подбора ФЭС для автоматизации управления на конкретном предприятии строго структурирована и опробована в течение последнего десятилетия на примере многих предприятий.
Она состоит в следующем.
Мы предлагаем несколько видов работ:
Эти виды работ разнятся степенью погружения в решение конкретной проблемы.
Клиент выбирает необходимый ему вид работы.
В зависимости от выбранного вида работ клиент заполняет экспресс – опросник или наши эксперты обследуют предприятие с целью определения степени готовности предприятия к автоматизации.
1 этап. Определяются ряд показателей:
По результатам ответов или обследования предприятия делается предварительная оценка готовности предприятия к автоматизации.
2 этап. Сбор конкретной информации.
По результатам 2-ого этапа вносятся коррективы в оценку готовности предприятия к автоматизации.
Работы по подбору ФЭС могут быть прерваны на любом этапе работ, если они признаются обеими сторонами не целесообразными.
При условии готовности предприятия к автоматизации, разрабатываются ряд показателей и критических факторов, по которым ведется отбор.
3. Методика отбора состоит из трех этапов.
1 этап. Метод исключения.
Собирается информация обо всех ФЭС и фирмах – потенциальных поставщиков решения. По определенным ранее критическим (исключающим) факторам ведется фильтрация на соответствие ФЭС или фирмы хотя бы одному фактору. В результате прохождения чрез это «крупное сито» остаются, как правило, не более 10-20 фирм – поставщиков решения.
2 этап. Метод предпочтений.
Идет сравнительный анализ по ряду разработанных ранее показателей.
Суммарный набор положительных показателей выводит 2-3 (редко 4) фирмы с их решениями в окончательный отбор.
3 этап. Процесс принятия окончательного решения.
В случае тендерных торгов тендерный комитет, предлагает лидерам отбора выполнить ряд работ. По результатам выполненных работ дается окончательная оценка в принятии решения.
В случае выполнения других видов работ, наши эксперты выставляют рейтинги фирм-поставщиков решения, предлагают окончательный выбор сделать клиенту самостоятельно.
Рейтинг фирм выстраивается для конкретного проекта, под решение определенных задач.
1 вариант. По классификатору международной терминологии.
2 вариант. По классификатору Х конкурса ФЭС «Бизнес-Софт 2001».