Gaap.ru

Ключевые проблемы стратегии управления активами группы компании

Автор: Александр Печерский, генеральный директор ИКФ «Альт»
Источник: Практические материалы с конференции "Стратегии управления активами группы компаний", 24-25 ноября 2005г, Киев
Дата публикации: 14 Декабря 2005

Ключевые проблемы стратегии управления активами группы компании

Типовой является модель развития, при которой компания имеет ключевой бизнес, и при этом ведет несколько других проектов, периодически входя/выходя в новые бизнесы


По сути, это смешение двух разных моделей – инвестфонда и монокомпании, которые требуют разных компетенций для успешного развития. Кроме того, важное противоречие смешанной модели состоит в том, что ресурсы и усилия постоянно перераспределяются между разными бизнесами

Показать всю таблицу

Развитие ключевого бизнеса – монокомпания Управление портфелем проектов – инвестиционный фонд
Суть Развитие одного бизнеса , реализация идей и целей основателя Покупка пакетов в перспективных компаниях – проектах с целью продажи по более высокой цене
Ключевые факторы успеха Идея , предпринимательский и менеджерский талант Эффективный отбор проектов ; участие в выработке ключевых решений ; поиск покупателя и своевременный выход
Включенность в бизнес 100%, полноценное оперативное управление Редкое вмешательство в оперативное управление ; Совет директоров , консалтинг
Компетенции топ – менеджеров Понимание бизнеса и отрасли Финансовая аналитика , консалтинг
Цели Развитие , реализация видения и целей основателей Продажа по выгодной цене
Выход из бизнеса Редко чётко определяются , возможна передача по наследству Обязателен через 3-5-7 лет
Примеры Калина , Лебедянский , Евросеть Barring Vostok Capital, Интеррос , Базэл

Успешный пример модели инвестфонда – компания Baring Vostok Capital Partners


Неопределенность позиции собственников в том, хотят ли они развивать один бизнес или им интереснее работать как инвесторы, ослабляет основной бизнес и в некоторых случаях тормозит развитие новых проектов

  • Компания входит в новые бизнесы-проекты, которые отбираются не целенаправленно, а появляются случайно
  • Новые несвязанные бизнесы запускаются в рамках компании, ведущей ключевой бизнес – логика развития для многих топов непонятна
  • Собственники активно включаются в управление новыми проектами, не отходя от старых – эффективность падает и там, и там
  • Отсутствуют четкие критерии входа/выхода, а также оценки и единой системы взаимодействия с компаниями-проектами
  • Четкой ориентации на продажу нет

Диверсифицироваться или специализироваться?

Классические аргументы «за» диверсификацию и специализацию


Исследование эффективности 70 крупных* зарубежных компаний за период 1999-2003 гг. показало, что специализированные компании демонстрируют лучшие результаты, чем диверсифицированные


Компании, которые являются крупнейшими в Fortune-500 и долго удерживают топ-позиции, в большинстве – специализированные ТОР 20 списка Fortune 500 за 2004 год

Показать всю таблицу

№ Компания Выручка , млн .$ Прибыль , млн . $ Отрасль
1 Wal-Mart Stores 258 681 9 054 Розничная торговля
2 Exxon Mobil 213 199 21 510 Нефтяная
3 General Motors 195 645 3 822 Автомобилестроение
4 Ford Motor 164 496 495 Автомобилестроение
5 General Electric 134 187 15 002 Диверсифицированная
6 ChevronTexaco 112 937 7 230 Нефтяная
7 ConocoPhillips 99 468 4 735 Нефтяная
8 Citigroup 94 713 17 853 Финансовые услуги
9 IBM 89 131 7 583 Компьютеры , IT – услуги
10 American Intl. Group 81 300 9 274 Страхование
11 Hewlett-Packard 73 061 2 539 Оргтехника , IT – услуги
12 Verizon Communications 67 752 3 077 Связь
13 Home Depot 64 816 4 304 Розничная торговля
14 Berkshire Hathaway 63 859 8 151 Страхование
15 Altria Group 60 704 9 204 Табачная и пищевая
16 McKesson 57 129 555 Фармацевтика
17 Cardinal Health 56 829 1 405 Биотехнологии
18 State Farm Insurance Cos 56 064 2 825 Страхование
19 Kroger 53 790 314 Розничная торговля
20 Fannie Mae 53 766 7 904 Финансовые услуги

Диверсификация или специализация: российские аргументы. Компании-лидеры на порядки меньше своих зарубежных конкурентов. Следовательно, ресурсов на развитие у них тоже на порядки меньше!

Показать всю таблицу

Отрасль Компания Выручка . млн . $
Парфюмерия Калина 173
L'Oreal 18 894
Фармацевтика Нижфарм 56
Акрихин 54
Merck 22 485
Безалкогольные напитки Вимм – Билль – Данн 938
Pepsico Inc 26 971
Розничная торговля Седьмой континент 500
Wal-Mart Stores 244524
Одежда Глория Джине 100
VFC 5 207
Мебель Шатура 119
Ethan Allen Interiors Inc. 907
Пищевая промышленность Балтимор 103
HEINZ 8 237
Пивоварение Балтика 994
Heineken 12 031
Продажа телефонов Евросеть 968
Carphone 3 086

Диверсификация – специализация. Пример компании Nokia. На протяжении своей истории компания Nokia прошла несколько периодов диверсификации. Однако, лидерства на мировом рынке компания добилась, когда сконцентрировалась на одном бизнесе -телекоммуникациях, и продала все остальные – непрофильные

Диверсификация или специализация: резюме. В ситуации, в которой сейчас находятся российские компании, специализация является более перспективной для реализации амбициозных целей альтернативой, чем диверсификация

  • Российские компании на порядки меньше своих зарубежных конкурентов. Следовательно, диверсификация бизнеса приводит к распылению и без того дефицитных ресурсов
  • Российские компании менее эффективны, чем зарубежные конкуренты. Следовательно, в условиях активной экспансии международных компаний и укрепления рубля, диверсификация снижает шансы сократить разрыв по эффективности
  • На практике, вхождение компании в новые бизнесы приводит к ослаблению основного бизнеса. Например, время и энергия собственника и команды топов тратятся, преимущественно, на новые проекты. Кроме того, существенные финансовые ресурсы часто переводятся в новый бизнес
  • Как показывает практика, часто решение о диверсификации является следствием неуверенности в перспективах развития основного бизнеса



Теги: