Gaap.ru

Методические рекомендации Получение информации о деятельности клиента

Источник: Научно-методическая конференция "Аудит в соответствии с МСА" в рамках проекта ТАСИС "Реформа Российского Аудита"
Дата публикации: 15 Сентября 2005

1. Необходимость информации о бизнесе клиента и ее источники.

  1. Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение.
  2. Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политикой (например, регулирования цен, ограничений на импорт или экспорт и тому подобное), о географическом расположении компании и экономике соответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и так далее.
  3. При подготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному.
  4. На уровне компании-клиента важно иметь информацию о персонале, продукции, методах производства и финансирования.
  5. Источниками всей этой информации могут служить экономическая, финансовая и отраслевая пресса, руководства по бухгалтерскому учету и аудиту в различных отраслях экономики, учредительные документы компании, рабочие документы прошлых аудиторских проверок.
  6. Кроме того, осмотр предприятия-клиента поможет получить информацию об организации производства, мощностях проверяемой организации, бухгалтерском персонале, информационных системах.
  7. Знания о бизнесе клиента используются аудитором при решении вопроса о заключении договора с клиентом и при планировании и проведении аудиторской проверки. В частности, знания о бизнесе клиента используются при оценке неотъемлемого риска и риске системы контроля, при определении характера, объемов и сроков проведения аудиторских процедур. Например, на основе информации об отраслевых особенностях деятельности клиента аудитор подбирает персонал для работы с данным клиентом и решает вопрос о необходимости привлечения экспертов; на основе данных о территориально обособленных складских подразделениях клиента аудитор решает вопрос о наблюдении за проводимой клиентом инвентаризацией и так далее.
  8. Знания о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание финансовой отчетности клиента знаниям аудитора о данном бизнесе.

2. Виды информации о бизнесе клиента.

  1. Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые «критические области» аудита, то есть те показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с произошедшими изменениями законодательства, резким изменением валютного курса и так далее.
  2. К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:
  • общие тенденции экономической активности (например, спад, подъем);
  • процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
  • инфляция, ревальвация валюты;
  • политика правительства:
    • денежно-кредитная;
    • фискальная;
    • наличие финансовых стимулов (например, программы государственной помощи и поддержки);
    • тарифы, торговые ограничения;
  • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
  • другая общеэкономическая информация.
  • Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.
  • Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.
  • К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится, например, следующая:
    • конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
    • цикличность (сезонность) деятельности;
    • изменения в технологии производства;
    • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
    • спад или расширение деятельности в отрасли;
    • неблагоприятные условия в отрасли (например, снижение спроса, наличие неиспользуемых производственных мощностей, серьезная ценовая конкуренция);
    • основные экономические и статистические показатели;
    • специфические операции (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования и т.п.) и особенности бухгалтерского учета;
    • экологические требования и проблемы;
    • нормативно-правовая база;
    • наличие и стоимость источников энергии;
    • другие отраслевые данные.
  • Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература. Например, некоторые аудиторские фирмы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они имеют дело.
  • Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.
  • При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента:
    1. Управление и структура собственного капитала:
    • вид предприятия – частное, общественное, государственное, включая происходящие или запланированные изменения;
    • собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
    • структура капитала, включая происходящие или запланированные изменения;
    • организационная структура;
    • задачи, философия, стратегические планы руководства;
    • приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
    • источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
    • совет директоров:
      • состав;
      • деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров;
      • независимость и контроль за деятельностью управляющих;
      • периодичность заседаний;
      • наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности;
      • наличие политики корпоративного поведения;
      • замена профессиональных консультантов (например, юристов);
    • управляющие:
      • опыт и репутация;
      • текучесть кадров;
      • основной финансовый персонал и его статус в организации;
      • укомплектованность бухгалтерии кадрами;
      • планы стимулирования или премирования как часть вознаграждения (например, в зависимости от прибыли);
      • использование прогнозов и бюджетов;
      • давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов);
      • управленческие информационные системы;
    • наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
    • отношение к внутреннему контролю.
  • Деятельность проверяемого субъекта – продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность:
    • характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
    • местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
    • наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
    • продукция (работы, услуги) и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
    • важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, например, поставки на условиях «точно в срок»);
    • товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
    • франшизы, лицензии, патенты;
    • важные категории расходов;
    • расходы на исследования и разработки;
    • активы, обязательства и операции в иностранной валюте – по типам валюты, хеджирование;
    • законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность субъекта;
    • действующие информационные системы, планируемые изменения;
    • структура задолженности, включая условия и ограничения.
  • Финансовая деятельность – факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта:
    • основные показатели и статистика;
    • тенденции.
  • Условия, в которых подготавливается отчетность:
    • внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
  • Законодательство:
    • среда регулирования и нормативные требования;
    • налогообложение;
    • показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
    • требования к аудиторскому отчету;
    • пользователи финансовой отчетности.

    3. Систематизация полученной информации о бизнесе клиента.

    1. Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.
    2. До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.
    3. Предварительно собранная информация о бизнесе клиента может быть систематизирована аудитором с помощью бланка рабочего документа III-D «Лист предварительного планирования».
    4. Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором с тем, чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.
    5. В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки и /или аудиторское заключение.
    6. Знания о бизнесе клиента, полученные в ходе аудиторской проверки, должны отражаться в бланке рабочего документа аудитора III-C «Информация о деятельности клиента». Рабочий документ с описанием бизнеса клиента подтверждается подписями заполнивших его лиц и обновляется в ходе каждой аудиторской проверки. Ежегодно данный документ копируется, копия остается в файле предыдущей аудиторской проверки, а подлинник – в файле текущей аудиторской проверки. Таким образом, аудитор может проследить изменения в бизнесе клиента, произошедшие из года в год работы в данным клиентом.

    Все необходимые Бланки можно скачать Здесь




    Теги: