Автор: Сьюзан Остерфельт (Susan Osterfelt)
Источник: Intersoft Lab, август 2002 г.
Дата публикации: 20 Сентября 2010
Однажды человек, работающий на нефтяной платформе в Северном море, проснулся от взрыва и обнаружил, что она объята пламенем. Он знал, что ни при каких обстоятельствах нельзя прыгать с горящей платформы в воду, потому что, если и удастся выжить после падения с 45-метровой высоты, вероятнее всего, он умрет от переохлаждения: 15 минут при 4-х градусах в воде будет достаточно. И тем не менее он решил прыгнуть. Ему повезло: он остался жив и был спасен. Почему этот человек все-таки прыгнул? Вероятно, потому, что даже малейшая возможность выжить лучше ее полного отсутствия.
Ситуация на предприятии часто напоминает «горящую платформу». Например, организация переживает кризис, и хотя возможное решение кажется очень рискованным, все же руководство решается на него, чтобы выжить. Некоторые воспринимают приближающееся банкротство своей компании как трагедию, другие видят в этом повод кардинально улучшить качество своей работы.
Как профессионалы в области информационных технологий мы должны «обнаруживать места возгорания» и оказывать содействие руководству компаний, предоставляя информацию, которая сможет помочь оценить, насколько успешно компания справляется с поставленными задачами и рисков принятия решений. Именно в такой ситуации возможности BI-технологий (технологий business intelligence) по оценке и расчету показателей эффективности всего предприятия могут быть чрезвычайно полезны. Эту технологию принято называть управлением эффективностью предприятия (EPM, enterprise performance management; BPM, business performance management; CPM, corporate performance management). Возможно, ее можно определить и иначе, но суть от этого не меняется: это процесс наблюдения и воздействия на эффективность предприятия. В общем, называйте ее как хотите, но организации нуждаются в EPM/BPM/CPM, чтобы обеспечить развитие. В этой статье рассматриваются некоторые EPM-методологии, а также ряд вопросов, ответы на которые помогут руководству принять ответственное решение.
Рассмотрим основные понятия и сокращения, без понимания которых невозможно эффективное использование EPM-систем. Начнем с ключевых показателей эффективности (key performance indicators, KPI). KPI – это показатель, который очень важен для организации, поскольку достоверно отражает ее эффективность. KPI могут быть как финансовыми, так и нефинансовыми. Изменение значения KPI обычно – это сигнал о необходимости улучшить бизнес-деятельность. Несмотря на то, что в разных отраслях используются различные виды KPI, можно выделить следующие наиболее распространенные: рентабельность капитала (return on equity), неоплаченные поставки за день (days sales outstanding), процент брака (percent defective), коэффициент использования производственных мощностей (capacity utilization), коэффициент удовлетворения клиентов (customer satisfaction index) и прибыльность клиентов (customer profitability).
В дополнение к KPI, важно определить, какие EPM-методологии целесообразно внедрить на конкретном предприятии. Методология – это отдельный процесс или метод, с помощью которого компания измеряет свою эффективность. Многие компании используют различные методики. При этом некоторые организации применяют схожие по сути подходы, различающиеся только именами. Приведем некоторые из них:
Таким образом, можно говорить о наличии большого количества методик, поэтому задача по внедрению EPM-системы может оказаться достаточно сложной, как и процесс выявления наиболее важных целей, стоящих перед организацией, и обеспечение нужной информации для их достижения. Для начала необходимо ответить на ряд вопросов, приведенных ниже. Это поможет вам сделать первый шаг, не говоря уже о том, что у вас будет гораздо более полное представление о своей компании! Чтобы выявить тип требуемой информации, просто необходимо пройти первый шаг.
Несмотря на то, что разработка и внедрение EPM-стратегии является сложным и ответственным шагом, информация о KPI и методологиях может помочь сконцентрироваться на чрезвычайных ситуациях, возникающих на предприятии. Ответив на вопросы, перечисленные в данной статье, можно приступить к выбору соответствующих BI-инструментов. Существует множество инструментов, обеспечивающих конкретные методы решения для каждой методологии. Для того, чтобы завоевать большую долю на рынке, некоторые продавцы начинают предлагать целый набор продуктов. Прежде чем приступить к выбору конкретных инструментов, необходимо сначала определить, что уже используется для выполнения EPM-функций, также понять, чего не хватает конкретному продукту. И хотя, возможно, замена уже используемого аналитического приложения не имеет смысла, все пробелы в EPM-функциональности необходимо заполнить. Приведенные вопросы помогут решить, отдельный инструмент или программный пакет нужен для реализации той или иной методики. Это вполне возможно, если использовать комплексный подход, основанный на EPM-стратегии. Приведенные ниже вопросы (которые относятся к продавцам EPM-инструментов) могут дополнить уже имеющийся список.
Не вызывает сомнения, что в период экономической нестабильности предприятия вынуждены стакиваться с чрезвычайными ситуациями, подобными «горящим платформам», описанным выше, и принимать быстрые рискованные решения, которые могут повлечь за собой кардинальные изменения. Использование технологии EPM может и должно обеспечивать необходимую информацию для выбора подходящей методологии и показателей. И хотя переход к EPM – сложное и ответственное решение, ответив на вопросы, приведенные в данной статье, специалисты в области информационных технологий смогут удовлетворить потребности руководителей в расчете и анализе наиболее важных индикаторов. В сущности, EPM может сделать значительный вклад в нахождение оптимального баланса «прибыль/технологии». Чрезвычайные ситуации – обычное дело в современной бизнес-среде. В таких условиях выжить сможет только та компания, которая способная принимать рискованные и ответственные решения.