Автор: Э.Н. Карницкая
Дата публикации: 6 Декабря 2007
Развитие и совершенствование рыночных отношений в России, расширение объектов финансово-хозяйственной деятельности, стремление органически влиться в мировую политическую и экономическую систему, изменить хозяйственные приоритеты осуществляются в направлениях более эффективной деятельности и роста инвестиционной привлекательности. Это ведет к необходимости изучения, анализа, теоретического осмысления и применения в практической деятельности мирового передового опыта в области бухгалтерского учета и отчетности.
Наряду с развитием национальных систем бухгалтерского учета и отчетности, происходят изменения в методологии и практике финансовой отчетности. Указанные предпосылки совершенствования информационного обеспечения явились причинами создания международной системы финансовой отчетности по данным бухгалтерского учета. Разработка международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является одной из составных частей упорядочения совокупности экономической информации, необходимой для дальнейшего технического, экономического, социального движения по пути научно-технического прогресса.
Использование международных стандартов в практике российских организаций даст возможность сформировать прозрачную и понятную для пользователей информацию в отчетности, привлечь финансовые и кредитные ресурсы для развития и расширения деятельности, по данным анализа достоверной отчетности наметить пути оптимизации коммерческой деятельности, явиться толчком для повышения эффективности руководства организациями, получить преимущества в конкурентной борьбе.
Практическая реализация мероприятий по адаптации российской учетной системы к рыночным условиям хозяйствования начала осуществляться после принятия «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г . № 238.
В процессе реформирования была выявлена целесообразность составления бухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированной отчетности групп организаций в соответствии с МСФО. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), представляющий некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями ; в 1998 г . сформирован Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ), который является неправительственной некоммерческой организацией, координирующей предоставление международной технической помощи Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности; а также в 2003 г . был создан Фонд «Национальная организация по Стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) целью которого является внедрение в практику экономической деятельности России признанных и широко применяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности. Таким образом можно утверждать, что во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России созданы общественные, негосударственные организации, деятельность которых позволит создать более оптимальную систему регулирования учета и отчетности. Однако итоги реформирования бухгалтерского учета позволяют утверждать, что задача реформирования, связанная с расширением участия и усилением роли профессиональных организаций в развитии методологического обеспечения бухгалтерского учета, выполнятся недостаточно, особенно в направлении создания профессиональных рекомендаций отраслевого характера.
Основными препятствиями перехода и применения МСФО являются :
Во-первых, правовые проблемы внедрения МСФО, к которым относятся:
Во-вторых, психологические проблемы, возникающие при внедрении и использовании международных стандартов разными странами, например сложность отдельных стандартов и применение профессионального суждения.
Активизация пользования МСФО для раскрытия информации о деятельности организации предусмотрена Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, принятой Минфином РФ 01.07.04.
Концепцией предусматривается дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности, которое будет осуществляться по следующим основным направлениям:
Направления развития теоретических и практических подходов составлению финансовой отчетности и вхождение России в мировой рынок потребовало сближения мировой и национальной систем бухгалтерского учета и отчетности; разделения учета на финансовый, управленческий, налоговый; формирования учетной политики организации для бухгалтерского и налогового учета; составления рабочего плана счетов и внутренней бухгалтерской отчетности. В российской практике составляются такие формы промежуточной и годовой отчетности, как бухгалтерский баланс (ф.№1), отчет прибылях и убытках (ф. № 2) и пояснения к ним, т. е. отчет об изменениях капитала (ф. № 3), отчет о движении средств (ф. № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пояснительная записка рассматриваются как пояснений. В системе МСФО финансовая отчетность включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении средств, учетную политику и пояснения. Кроме обязательных форм финансовой отчетности, компании представляет информацию аналитического характера, раскрывающую финансовое состояние и финансовые результаты работы. Среди этих материалов выделяют:
Указанные правила сформулированы в МСФО 1 « Представление финансовой отчетности».
В связи со сложностями внедрения и понимания МСФО Правление Совета по МСФО разработало и приняло МСФО «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности». Этот стандарт используется на ряду со стандартом МСФО 1 « Представление финансовой отчетности». Для облегчения применения МСФО «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» Совет по МСФО разработал разъяснения и дополнения к отдельным положениям данного стандарта. Ими являются «Основа для выводов» и «Руководство по применению МСФО 1». В них даны разъяснения по тем отдельным международным стандартам, в практической работе с которыми возникает наибольшие трудности при первоначальном применении МСФО.
В практической деятельности для первого применения международных стандартов в российских условиях следует провести следующую организационную и подготовительную работу. В области организации перехода на МСФО необходимо:
В области создания учетно-методических предпосылок рационализации процесса составления отчетности по международным стандартам следует:
Внедрение МСФО в российскую практику имеет не только экономическое, но и определенное общественное значение. Данные достоверной и значимой информации позволят принимать более обоснованные решения на уровне отраслей и страны в целом, обеспечат эффективные вложения ресурсов для получения максимального экономического эффекта. От этого выиграют не только отдельные организации, но и общество в целом. Более того, использование МСФО позволит повысить степень открытости представления информации в бизнесе, вызовет заинтересованность предпринимателей в таком представлении отчетных данных, которое свидетельствовало бы о честной предпринимательской деятельности.