Автор: Надежда Горицкая, член Совета Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины, доцент, зам. директора ЦНИИЭ по экспертным и консультационным вопросам,
Елена Горицкая,консультант
Источник: журнал «Финансовый Директор® ISSN 1680 – 1148» № 6 (22) 2004 г
Дата публикации: 2 Февраля 2006
По мнению экспертов, на сегодняшний день оффшор в Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи имеет один из самых высоких показателей экономической эффективности.
В сложных экономических ситуациях бизнес всегда стремится к оптимизации финансовых потерь, включающих и налоговые платежи, вследствие чего ищет и находит благоприятные условия. Поэтому существуют отдельные оффшорные территории, часто называемые «безналоговыми». Как правило, это островные территории, небольшие государства или отдельные их части («зоны»), в которых созданы наиболее выгодные налоговые режимы для активизации экономической и финансовой деятельности. Однако не следует думать, что на этих территориях отсутствуют налоги, и государство не вмешивается в деятельность предпринимателей. Определенная фискальная политика проводится, поэтому предпринимателям необходимо знать ставки налогов отдельно по каждому государству. Важно понимать преимущества той или иной оффшорной территории, помня о принципе «бесплатного сыра в мышеловке». Довольно часто предприниматели не могут найти нужную им информацию об условиях организации бизнеса в том или ином оффшоре, т. к. затруднительно найти и сделать квалифицированный перевод нужного нормативного документа.
Без сомнения, наиболее прибыльным делом является регистрация финансовой деятельности, т. е. организация банка в свободной зоне. Однако и регистрация производственного предприятия весьма заманчива, так как не существует обязательного условия о функционировании всех производственных подразделений в месте регистрации. Этой нормой обычно успешно пользуются известные компании. Иногда предприятия фактически не осуществляют какой-либо производственной деятельности, а только «пропускают» через себя документы.
Попытаемся рассмотреть принципы и правила осуществления экономической деятельности в условиях свободного режима, введенного на территории мало известной в нашей стране Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи. Данная статья базируется на изучении действующих нормативных документов, постановлений и указов правительства этой республики.
В Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи оффшорная деятельность регулируется следующими документами:
– Постановлением правительства (Совета Министров) № 61/95 от 10 августа 1995 года, которым вводится свободный режим;
– Постановлением Совета Министров № 62/95 от 13.10.1995 г., устанавливающим специальные правила учреждения, регистрации и функционирования банков;
– Постановлением Совета Министров № 70/95 от 29.09.1995 г., которым устанавливаются правила функционирования акционерных обществ.
Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, должны быть созданы в форме оффшорных акционерных обществ или в форме совместных объединений. Поэтому регистрация и функционирование любого предприятия или учреждения банка в статусе акционерного общества регулируется не одним, а несколькими документами. Следует также руководствоваться положениями Постановления № 11/89 от 20.01.1989 г. касающегося создания свободных зон, ранее перечисленными постановлениями, и законодательным актом № 8/95 от 28.09.1995 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Свободной зоной» является часть таможенной территории Демократической Республики (ДР) Сан-Томе и Принсипи, имеющая определенные границы, созданная в целях деятельности, для которой применяется свободный режим, определенный положениями ранее указанных постановлений. «Оффшорным», считается общество, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в оффшорной зоне.
Предоставление права на осуществление деятельности в рамках свободного режима предоставляется предприятиям, ведущим деятельность в сферах торговли, промышленности, а также здравоохранения, образования, досуга, телекоммуникаций, средств массовой информации, на основе поданного ими Прошения (заявления) о предоставлении свидетельства о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Если Прошение включает все установленные реквизиты, оно передается на рассмотрение Кабинету по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Свидетельство выдается в течение 30 дней со дня подачи прошения или со дня подачи последнего документа, необходимого для завершения процесса его рассмотрения.
В то же время, в случае отсутствия ответа в течение данного срока свидетельство следует считать предоставленным. Однако прошение о выдаче свидетельства может быть отклонено в следующих случаях:
Любое предприятие, которое пользуется привилегиями, предоставленными в рамках свободного режима, обязано:
В свою очередь, предприятиями, пользующимися привилегиями свободного режима являются:
Необходимым условием для получения привилегий свободного режима, независимо от места размещения, является наличие у предприятия, пользующегося привилегиями, соответствующего органа по предоставлению администрации информации обо всех происходящих текущих изменениях в целях осуществления контроля.
Права и обязанности государства определены в положениях Конвенции, которой, в частности, предусматривается:
Общество по вопросам расширения, продвижения и развития, регулирующее оффшорную деятельность, несет ответственность за выполнение возложенных на него заданий, и получает от предприятий, ведущих деятельность в рамках свободного режима, или же от любого лица, пользующегося услугами, предоставляемыми предприятиями, фиксированную денежную сумму в виде компенсации, что предусмотрено положениями Конвенции.
Основными задачами данного Общества являются:
При этом законодательно определено, что государство обязано принять все меры и предоставить соответствующие разрешения и лицензии, необходимые для выполнения своих задач как Обществом по вопросам расширения, продвижения и развития, так и его контрактными партнерами.
Юридический, налоговый и таможенный аспекты деятельности предприятий в рамках свободного режима определяются следующим образом:
Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, обязаны вести учет и сохранять приходные документы. Контроль над их деятельностью осуществляется со стороны таможенной администрации и агентов, уполномоченных Кабинетом по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Отчетные и первичные документы служат для идентификации какого-либо товара, а также используются в целях отслеживания перемещения данного товара, включая перемещения на территории свободной зоны.
Физическим лицам и транспортным средствам доступ на территорию свободной зоны ограничен. Формальности, связанные с пребыванием на этой территории регулируются Обществом по вопросам расширения, продвижения и развития в сотрудничестве с соответствующими компетентными органами.
В случае невыполнения предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима (частично или в целом), своих обязательств, Кабинет по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны уведомляет его о необходимости принятия мер, направленных на урегулирование ситуации. В случае отсутствия соответствующих действий со стороны предприятия в течение двух месяцев со дня получения уведомления принимается решение о временном или полном запрете использования предприятием привилегий свободного режима.
Территория свободной зоны, а также постройки передаются государством в распоряжение Общества по вопросам расширения, продвижения и развития на условиях, определенных Конвенцией и на срок, не превышающий 50 лет. Общество может сдавать в частичную аренду готовые участки под постройку, а также здания и корпуса, постройка которых уже завершена, предприятиям, ведущим деятельность в рамках свободного режима, на условиях, определенных законодательством о режиме свободной зоны. В случае прекращения реализации прав предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима, предусмотренных договором об аренде и положениями касательно построек, сторона, пользующаяся привилегиями, обязана получить соответствующее свидетельство. Процедуры, связанные с прекращением действия договора об аренде или права собственности на постройки, не облагаются налогами.
Все разногласия, возникшие между предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима, и находящегося под контролем иностранного инвестора, или между иностранным инвестором, с одной стороны, и Государством с другой, рассматриваются арбитражным судом, согласно Порядку урегулирования конфликтных ситуаций и в рамках полномочий арбитража Комиссии ООН по правовым вопросам и вопросам международной торговли.
Подводя итоги ранее изложенным нормам, следует заметить, что часть управленческих услуг предприятия могут передать Обществу по вопросам расширения, продвижения и развития. Это дает возможность сокращения расходов и управления деятельностью предприятия на расстоянии, через данное Общество. Значительно упрощены и процедуры взыскания налога. Практически, сумма налога зависит от предполагаемого вида и объемов деятельности, а уплата налога производится при регистрации предприятия. Доходы от деятельности фактически не облагаются. Таким образом, на сегодняшний день оффшор в ДР Сан-Томе и Принсипи имеет один из самых высоких показателей экономической эффективности.
В следующей статье мы остановимся на вопросах регистрации и ведения банковской деятельности в ДР Сан-Томе и Принсипи, а также особенностях функционирования акционерных предприятий.