Автор: Голембиовский Сергей Анатольевич,ОАО "Росхлебопродукт"
Источник: по материалам с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Роль аналитика в управлении компанией" 27 июня 2003 г.
Дата публикации: 16 Сентября 2005
The basic directions of an estimation of the main risks of business planning for rural and agri-production markets (food and feed). Risk estimated business-planning for agriculture and food(feed)processing with using of analytical methods is stated in this. It's based on the strategy of risk minimization corresponded with normalization of profit.
Цикл жизни компании
Желаемый цикл жизни компании и бизнеса чаще всего не совпадает с реальным жизненным циклом. Идеалистическое представление о возможности максимизации прибыли сталкивается с необходимостью роста капитализации, что зачастую диктует необходимость нормализации прибыли.
Основные переделы
Основные технологические переделы в агропромышленном комплексе, совпадающие с ценовой цепочкой агробизнеса. Мы рассматриваем переделы только от производства сельхозпродукции до оптовой торговли товарными продуктами ее глубокой переработки
Бизнес – план
Наилучшим, на наш взгляд, способом, методом планирования деятельности компаний агросектора, пищепрома является бизнес-планирование. Введение на предприятии тотальной системы б.п. заставляет непрерывно заниматься процессом перспективного планирования, просматривать альтернативные сценарии (для агро – наилучший сценарный подход), решать оптимизационные задачи, внутренние конкурирующие проекты. В конечном итоге, инвестиционные проекты переходят в оперативную деятельность, а оперативный бизнес процесс отрывает от себя ресурсы для инвестиционных проектов, поэтому рассматривать их раздельно невозможно.
Традиционный бизнес-план стоит на «четырех китах»: Маркетинг План – Производственно-Сбытовой план -\ Организационный план – Финансовый план
Традиционная последовательность развития разделов бизнес-плана
Традиционно принятая последовательность при бизнес планировании предполагает следующую последовательность: На основании гипотезы воплощенной в бизнес-идею разрабатываются Маркетинг план и производственная программа, на основании которых разрабатывается план оперативной деятельности. После расчета показателей инвестиционной привлекательности с учет стоимости капитала и финансового монтажа появляется финансовый план. К финансовому плану пристраивается (а иногда предшествует ему) организационный план проекта, соразмеряющий производственные, сбытовые, финансовые ресурсы и с возможностями и компетенциями управленческой команды. Такой подход к бизнес планированию не удовлетворяет условиям недетерминированных высокорисковых аграрных и агропромышленных рынков.
Как мы дошли до этого
Традиционная система бизнес-планирования, в лучшем случае включающая в себя анализ чувствительности финансовых показателей от изменения производственно-сбытовых показателей и ставки дисконтирования, не позволяет создать инвариантный к внешним воздействиям бизнес-план. В условиях низкой детерминированности маркетинговой среды, высокой волатильности цен, недостаточной глубине прогнозирования обычный бизнес план не позволяет предусмотреть отстроенный от рисков уровень безопасного ведения бизнеса. Одним из следствий является преждевременный выход из бизнеса и удивление, как же высокодоходный вчера бизнес оказался практически ничего не стоящим сегодня.
Основные риски
Особенности бизнес-планирования в агропромышленном комплексе – необходимость учитывать такие специфические риски
Новое качество приобретают производные :
Добавляются новые риски связанные с аутсерсингом, и вертикально-интегрированными коммерческими цепочками. С учетом квалификационного качества рабочей силы усиливается влияние «человеческого фактора», с которым напрямую связано соблюдение технологий ведения земледелия.
Идентификация и оценка рисков
Шкала рисков:
Категории рисков
Для управления рисками недостаточно идентифицировать и оценить риски необходимо уметь снижать их
Анализ рисков
Блок-схема алгоритма принятия решения. Введение алгоритмической ветви оценки компенсации риска – необходимое условие управления рисками.
Управление рисками
Блок-схема алгоритма принятия решения. Введение алгоритмических ветвей оценки будущих рисков и их компенсации – необходимое условие управления рисками в агробизнесе.
Необходимо взвешивать
Необходимо постоянно для принятия решения о необходимости компенсации рисков соразмерять возможный ущерб от последствий реализации риска с ценой компенсации.
Стратегия минимизации
Упразднение рисков:
Уменьшение («смягчение») рисков:
Передача риска (Risk Transfer) через аутсерсинг
Необходимо помнить, что «Определив риск – мы тем самым его уже уменьшили, сделав его предсказуемым». Это необходимое, но не достаточное условие при управлении рисками.
Компенсация рисков
Наиболее распространенные способы компенсации рисков:
в т. ч.:
Технологические и Биотехнологические методы – например, внедрение новых агротехнологий, GMO
Потребительские риски
Повышение качества и безопасности продуктов питания ведет к снижению потребительских рисков. Следовательно, переходя от контроля качества к управлению качеством мы активно управляем коммерческими рисками. Переход от стандартов GMP к предупредительной системе безопасности HACCP (Анализу рисков и критических точек управления), к управлению качеством управления бизнес-процессами на основе стандартов ISO 9000. И возможно в будущем к системе TQM.
Сравнение альтернатив
Сценарный подход в Бизнес-планированию – оптимальный способ планирования в агробизнесе. Схема пошагового анализа альтернатив на каждом этапе бизнес-планирования. Обратные связи между составными частями бизнес-плана: юридическое обоснование, маркетинговое обоснование, технико-экономическое обоснование, административно-организационное обоснование, финансовое обоснование, анализ рисков и их компенсаций, оценка стоимости бизнеса, разработка стратегии выхода.
Цикличность агрорынков
Цикличность изменений на агрорынках связана с волнообразной динамикой природных явлений (это касается и технологических нововведений и изменению пассионарности народов, Гумилев – т.е. всех сфер жизнедеятельности человека) Наиболее ярко выражено в агробизнесе. За период активной деятельности бизнеса, предпринимателя ведущего бизнес успевает пройти несколько ярковыраженных циклов. Поэтому каждый, кто занимается бизнес-планированием на аграрных рынках должен быть знаком с Теорией цикличности, которую развил Й. Шумпетер, определив взаимодействие трех типов циклов.
Длинные волны
Долгосрочные циклы. «Длинные волны» Кондратьева. – 50-70 лет. На примере развития потребительских рынков США и Великобритании. По результатам исследования проф. Кембриджского университета Майка Александера
Короткие и средние волны
Среднесрочные циклы – циклы Жугляра.
Среднесрочный циклы – 10-12 лет, что примерно соответствует
Сценарный подход
При выборе оптимальной стратегии в условиях высокой неопределенности аграрных рынков возможно использование игровых моделей. Исходные данные для моделирования берутся из бизнес-плана. Матрица стратегических сценариев. Рассматриваются возможности использования критериев Вальда и Сэвиджа для определения оптимальной стратегии. Стратегия «мини-макса».
Необходимость прогнозировать с учетом цикличности: коротких циклов, среднесрочных циклов, длинных волн, открытых нашим великим соотечественником экономистом-аграрником Кондратьевым. Для сельского хозяйства и агробизнеса наилучшим является применение сценарного подхода основанного на концепции: «план – прогноз», т.е. индикативное планирование. Категорически неприемлемо применение директивного планирования, основанного на телеологической концепции (т.е. когда сначала выбирается цель планирования, а затем ее обосновывают).
Поле решений
В зависимости от выбранной стратегии развития бизнеса возможно до нескольких десятков и даже сотен актуализируемых сценариев. Нахождение наиболее вероятного поля решений для сужения поиска оптимального сценария метолами «мини-макса» и «макси-мина».
Циклически изменяется уровень рентабельности агропромышленных и сельскохозяйственных производств. Основным формирующим фактором является рыночный эффект «ценовых ножниц». Например, одновременно растет цена на сырье и снижается цена на готовую продукцию. Или наоборот одновременно снижается цена на сырье и растет цена на готовую продукцию. Соответственно, возникают краткосрочные изменения цены бизнеса
Определение наиболее благоприятных моментов для входа-выхода из бизнеса в зависимости от положения компании на жизненном цикле, полупериода бизнес-цикла, ценовых ножниц
Пример оценки стоимости бизнеса с учетом цикличности
Баланс Ключевых компетенции создаваемый при «заходе» крупного стратегического инвестора в агробизнеса, в т.ч. при создании агрохолдинга.
Одним из стимулов создания агрохолдингов является поиск и нахождение синергии при вертикальной и горизонтальной интеграции.
Несколько шагов анализа бизнеса. Шаг первый. Юридический анализ. Анализ долей акционерного участия. Корпоративное строительство – непременное условие эффективного управления стоимостью бизнеса.
Анализ ценовых цепочек. Нахождение оптимального уровня рентабельности от основной деятельности в вертикально-интегрированных бизнес-системах.
Анализ передаточных партий товара (по переделам). Нахождение оптимального объема партий в вертикально-интегрированных бизнес-системах.
Анализ внутреннего ценообразования по технологическим переделам, разнесенным по разным юридическим лицам. Нахождение оптимальных трансфертных цен в вертикально-интегрированных бизнес-системах.
Пример управления стоимость за счет изменения структуры агрохолдинга. Первоначальная структура и направление реструктуризации.
Конечная структура, созданная в результате реструктуризации агрохолдинга в целях повышения стоимости бизнеса.
Увеличение стоимости бизнеса в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе не может обеспечиваться за счет максимизации прибыли. Оптимизационной целевой функцией является максимизация капитализации при нормировании прибыли. Такая необходимость обусловлена не только требованиями к «прозрачности», «белости» и «пушистости» бизнеса, являющимися нормами Корпоративного Кодекса, но и объективными реальностями состояния и развития аграрных рынков.
Сценарное Бизнес-планирование в органическом сочетании с системой управления рисками и управления качеством позволяет не только повысить стоимость бизнеса, но и продлить срок его жизни.