Автор: В.Д. Новодворский, Л.В. Понаморева
Источник: журнал "Бухгалтерская отчетность организации"2003 г, Москва, Издательство "Бухгалтерский учет"
Дата публикации: 16 Сентября 2005
Пояснительная записка – такая же самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, как и остальные ее формы. Содержание пояснительной записки составляют в первую очередь обаятельные сведения, раскрытие которых предусмотрено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и приказами Минфина России. Кроме того, в нее может быть включена № формация, уточняющая, дополняющая сведения, представлений в других формах бухгалтерской отчетности. Так, в пояснительной * писке должны быть приведены:
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 6) «изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года».
В пояснительной записке отражаются те условные факты, которые являются существенными и имеют место на дату подписания годового отчета.
Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:
В пояснительной записке подлежат раскрытию существенные способы ведения бухгалтерского учета. Пояснительную записку можно разделить на три основные части:
При изменении учетной политики в новом году в пояснительной записке должна содержаться оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Организация должна представлять информацию с учетом требования представления числовых показателей минимум за два года.
Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, приводимой в пояснительной записке, и форму подачи материала – в виде текста, таблиц, схем, диаграмм, и т. п., а действующие нормативные акты излагают лишь общие требования к ее содержанию. Кроме того, организация вправе самостоятельно определять периодичность представления пояснительной записки в составе бухгалтерской отчетности.
Пояснительную записку могут не составлять:
Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:
1) анализ требований к содержанию записки, установленный действующими нормативными актами;
2) выбор необходимых разделов (информационных блоков) записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;
3) составление и подписание окончательного варианта записки; утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией.
Кроме пояснительной записки и вспомогательных форм отчетности в состав пояснений также должны быть включены расшифровки и комментарии по отдельным формам бухгалтерской отчетности.
В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно выбирать способ формирования пояснений: они могут включаться как непосредственно в формы отчетности, так и в виде отдельных расшифровок и пояснений.
Варианты раскрытия информации в бухгалтерской отчетности:
Все коммерческие организации (за исключением кредитных) обязаны представлять в пояснительной записке информацию для обеспечения сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы.
Акционерные общества (кроме кредитных организаций) заполняют в пояснительной записке подраздел «Доход на акцию».
Пояснительная записка входит и в состав годового консолидированного (сводного) бухгалтерского отчета.
Акционерные общества (кроме кредитных организаций) в случае наличия дочерних (зависимых) обществ при составлении сводной бухгалтерской отчетности обязаны в пояснительной записке предоставлять информацию об аффилированных лицах.
Организации (кроме кредитных), имеющие дочерние (зависимые) общества, обязаны представлять в пояснительной записке данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта.
Приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н утверждено ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», которое регулирует порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций в связи с прекращением деятельности организации (вступает в действие с 1 января 2003 г.).
Под прекращением деятельности следует понимать реорганизацию предприятия, в результате которой появляется одна или несколько новых организаций; прекращение какого-либо вида деятельности или полное прекращение деятельности организации (например в случае ее продажи).
Если руководителем утверждена специальная программа прекращения деятельности организации, то в бухгалтерском учете отражаются операции по созданию специального резерва на потери от прекращения деятельности (Д-т субсч. 91-2 К-т сч. 96), списанию расходов, связанных с прекращением деятельности, за счет средств резерва (Д-т сч. 96 К-т сч. 70,69,76) и другие операции, связанные с прекращением деятельности (например, операции по имущества).
Информация о прекращаемой деятельности обязательно расшифровывается в пояснительной записке.