Автор: Татьяна Долгополова, ведущий консультант по бюджетированию и процессам ГК «ИНТАЛЕВ»
Источник: ИНТАЛЕВ
Дата публикации: 8 Сентября 2008
Внедрению международных стандартов финансовой отчётности в России в последнее время уделяется всё больше внимания. В конце 2005 г . был создан Фонд «Национальная организация по стандартам финансовой отчётности». Целями Фонда является улучшение качества ведения и регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в стране. В частности, Фонд имеет право на законодательные инициативы. Также в рамках проекта «Реформа бухгалтерского учёта и отчётности» идёт сближение российских стандартов учёта с МСФО.
По результатам исследования, проведённого компанией Romir для целей реформы, только 16% российских компаний используют МСФО. При этом 67% опрошенных считают МСФО полезными. Среди преимуществ применения МСФО называют повышение качества управленческой информации (32%), увеличение количества инвесторов (27%), повышение возможностей для привлечения заёмных средств (25%) и повышение степени удовлетворения потребностей акционеров (19%). Как видно из вышеперечисленного, основным плюсом от применения международных стандартов становится повышение качества корпоративного управления.
Однако, несмотря на столь очевидные достоинства учёта по МСФО, 5/6 российских компаний не спешат с его внедрением. На пути к международной отчётности организации подстерегают препятствия. Здесь и отсутствие официального перевода текста стандартов – а значит, необходимость привлекать англоговорящих специалистов к разработке методологии учёта, поскольку официальным текстом МСФО является английский. Можно отметить также отсутствие единых законодательных основ для применения стандартов, недостаточное развитие системы образования в области международного учёта, неготовность компаний вовлекать значительные ресурсы в процесс формирования отчётности.
Как правило, ключевыми факторами успеха внедрения МСФО являются следующие:
До внедрения МСФО необходимо определить, для каких целей будет использоваться отчётность в компании, а, следовательно, каким способом её удобнее готовить. В случае если отчётность будет предоставляться только внешним пользователям, таким, как кредитные организации или массовые инвесторы, целесообразнее использовать механизм трансформации. При этом возможна передача работ по формированию отчётности на аутсорсинг. В том случае, если предполагается использовать отчётность для целей управления компанией, повышения качества информации для топ-менеджмента и акционеров, предпочтительным будет ведение параллельного учёта.
С точки зрения автоматизации параллельный учёт можно вести двумя способами:
Поскольку первый из этих вариантов требует большого количества ресурсов и неэффективен с точки зрения организации информационных систем, мы рассмотрим второй вариант: ведение параллельного учёта по МСФО в едином информационном контуре.
Итак, нам необходимо внедрить систему автоматизированного учёта согласно МСФО.
Первый шаг – это определение методологической базы учёта. При разработке нормативных документов необходимо учитывать потребности автоматизации. Так, например, план счетов возможно разработать и настроить «с нуля», но более целесообразно использовать в качестве базового план счетов РСБУ и доработать его до требований МСФО. Это, с одной стороны, позволить российским бухгалтерам легче адаптироваться к организации международного учёта, с другой стороны, позволить упростить взаимное сопоставление двух планов счетов, называемое мэппингом. Мэппинг, или карта переноса данных, является основой для ведения параллельного учёта в едином контуре. При построении карты переноса необходимо учесть следующие моменты:
После того, как методическая база подготовлена и утверждена, определяем, способна ли наша информационная система выполнить все предъявляемые требования либо потребуются доработки программного продукта. В случае, если без доработок не обойтись, нужно подготовить техническое задание и поручить его реализацию собственным программистам. Возможна также передача подготовки доработок на аутсорсинг, если компания не содержит значительного штата «автоматизаторов».
При подготовке информационной системы к работе наибольшие сложности встречаются при внедрении именно тех стандартов или их отдельных положений, которые наиболее серьёзно отличаются от положений РСБУ. Вызвано это, в первую очередь, тем, что большинство программных продуктов, представленных на отечественном рынке, приспособлено только для учёта по РСБУ либо только для управленческого или международного учёта.
К наиболее затруднительным для реализации моментам можно отнести следующие:
Для реализации первых двух задач информационная система должна обладать серьёзным встроенным аппаратом финансовой математики.
Холдинговые компании, которым необходима консолидация отчётности, могут столкнуться со следующими проблемами при внедрении МСФО в информационной системе:
После того, как информационная система подготовлена к вводу информации, работают все необходимые механизмы учёта и формирования отчётности, необходимо организовать процесс учёта в соответствии с МСФО и автоматизировать процесс. При этом следует установить:
Регламентированный процесс следует автоматизировать посредством той же информационной системы. В этом случае сотрудники, отвечающие за подготовку отчётности, в каждый момент времени могут точно определить, в каком состоянии находится необходимая им информация, кто из сотрудников, выражающих профессиональное суждение, уже выполнил свою задачу, а руководство компании знает, на каком этапе находится формирование отчётности, успеют ли её подготовить в срок.
В целом необходимо отметить, что небольшое количество программных продуктов, представленных на отечественном рынке программного обеспечения, отвечают всем требованиям, предъявляемым к ПО, на котором возможно построить информационную систему для ведения учёта и формирования отчётности как по российским, так и по международным стандартам. В частности, на платформе 1С, наиболее распространённой платформе в российских компаниях среднего бизнеса, можно выделить только 2 программных продукта: 1С: Консолидация (отсутствует динамический модуль процессного управления) и «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» (отсутствует преднастроенный модуль консолидации). Оба этих программных продукта обладают удобным пользовательским интерфейсом, однако преимуществом второго является возможность осуществлять гибкие пользовательские настройки без привлечения программиста.
Также на базе «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» группа компаний «ИНТАЛЕВ» разработала типовое решение «ИНТАЛЕВ: Комплект по МСФО для Корпоративного менеджмента». Данное решение включает в себя не только программный продукт с преднастроенной моделью учёта по международным стандартам, но и типовую нормативную базу (учётная политика по МСФО и рекомендации по дополнительным настройкам). Таким образом, «Комплект по МСФО представляет собой программно-методический комплекс и является уникальным предложением на рынке программного обеспечения на платформе 1С.