Автор: Надежда Горицкая, консультант, член Совета Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины, профессор
Источник: журнал « »
Дата публикации: 28 Марта 2008
Народная пословица гласит: лучше поздно, чем никогда. Это в полной мере относится к судьбе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Украине. Программа реформирования системы бухгалтерского учета была утверждена Постановлением КМУ № 1706 от 26.10.1998 г. Сущностью и конечной целью этой программы являлось внедрение международных стандартов за счет адаптации их к экономико-правовой среде и рыночным отношениям. Таким образом, уже 9 лет ушло на изменение украинской учетно-отчетной системы и разработку 32-х национальных стандартов бухгалтерского учета (ПСБУ) с применением норм международных стандартов, а вместо внедрения фактически прошла их ревизия и частичное использование.
Теперь разработана новая программа, в результате чего реформа учета и отчетности продлена еще на 4 года. Получается, что мы снова пришли к тому, от чего 9 лет старательно уходили в сторону. И если за эти годы Евросоюз в учетно-отчетных вопросах уйдет вперед, то в Украине эта реформа не закончится никогда!
По своей сути Стратегия определяет общие вопросы применения МСФО, законодательные основы этого применения, цели и задачи, основные направления реализации, размеры затрат бюджета, сроки внедрения МСФО, ожидаемые результаты и мероприятия по использованию МСФО в Украине.
Начнем со сроков. Стратегия разработана на период до 2010 г. Ответственные за внедрение Стратегии в жизнь — Министерство финансов и Министерство юстиции, в вопросах повышения квалификации бухгалтерского персонала привлекается Министерство образования Украины, а для разработки электронной формы отчетности привлекается Госкомстат Украины. Объем затрат бюджета — 10 млн. грн. Реально только одна позиция Стратегии не требует финансирования — подготовка предложений относительно внесения изменений о порядке применения международных стандартов в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Наверное, именно потому, что эта статья расходов финансируется опять же из бюджета в виде заработной платы чиновникам. Причем, внесение изменений в Закон — это первая позиция, отправная точка Стратегии, целью которой обозначено усовершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности опять-таки с учетом требований МСФО. Как видим, все повторяется сначала, как и 9 лет назад!
Надо ли начинать с изменений в закон? Вряд ли, логично было бы сначала перевести стандарты на украинский язык, т. е. сделать официальный перевод, согласовать его с Международным комитетом, утвердить на международном уровне, а затем официально опубликовать, организовать повышение квалификации и обучение, адаптировать национальный учет и отчетность к международному, раз уже будут сохранены международный и национальный учеты.
Параллельно можно адаптировать к международным нормам правовые национальные нормы, защитить собственника, провести судебную реформу, обозначить влияние государства на финансово-хозяйственную деятельность и т. д. Тем более, что, согласно Закону Украины «О общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», государством уже взяты обязательства по гармонизации отечественного законодательства с законодательством ЕС. А уж последним шагом могут быть изменения в единственный бухгалтерский закон.
Мы видим, что Украина уверенно идет в ВТО уже много лет. Совсем скоро мы должны быть понятными любому инвестору и ввести наконец-то одинаковую учетную и отчетную системы для всех, кто работает с иностранным капиталом, связан с экспортом или импортом. К тому же, мы успешно применяем международные стандарты там, где это требуют иностранные собственники.
Кроме того, финансовую отчетность на основе МСФО уже много лет сдают в комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) все акционерные предприятия (общества). Поэтому не стоит лукавить, что этого в стране нет вообще. Международных норм учета и финансовой отчетности нет на государственном уровне, в обязательном порядке, и именно этим не обеспечены открытость, прозрачность отчетности и возможность сопоставления ее показателей.
Евроинтеграционный процесс начался не сегодня, он уже идет много лет, как и международное разделение труда, производственная специализация и кооперация. Привлечением иностранного капитала украинские предприятия занимаются с 1991 года относительно успешно, если не считать того, что вывозимый из страны капитал превышает ввозимый, то есть привлеченный. И это связано не только с непонятностью и непрозрачностью финансовой отчетности. Первыми причинами следовало бы назвать тяжелое бремя налогового законодательства, отсутствие государственной зашиты собственности и интересов инвесторов.
Новая Стратегия определяет, что в качестве МСФО должны будут использоваться стандарты, применяемые в странах Евросоюза и утвержденные регламентом Европейского парламента и Совета ЕС № 1606/2002 от 19.07.2002 г.
Надо сказать, что Стратегия построена на признании процесса глобализации международной экономики, прежде всего, на рынке капитала, поэтому предполагает усовершенствование методологии раскрытия экономической информации о результатах деятельности, прежде всего для эмитентов ценных бумаг на международных финансовых рынках. Сколько их в Украине? Надо ли тратить из бюджета на эти цели 2 миллиона долларов?
Государство должно обеспечить повышение прозрачности финансовой отчетности всех без исключения предприятий страны и ее сопоставимости с отчетами иностранных компаний аналогичного профиля, создать благоприятные организационно-правовые условия применения МСФО всем субъектам хозяйствования. Кроме того, актуальным вопросом является усовершенствование или установление строгой процедуры и правил государственного влияния и единых методологических правил в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Основными задачами Стратегии и направлениями реализации являются:
1. Создание организационных и законодательных предпосылок для внедрения МСФО, предусматривающее:
2. Совершенствование бухгалтерского учета и его методологии для субъектов малого предпринимательства, хотя и непонятно, каким образом это относится к международным стандартам, но 900 тыс. грн. в течение 2008-2010 г. на эти цели предполагается использовать. Под совершенствованием учета при этом понимаются:
3. Совершенствование государственного регулирования в сфере бухгалтерского учета, предполагающее использование 600 тыс. грн., половина из которых уйдет на поддержание отношений (сотрудничество) с Комитетом (Советом) по международным стандартам, а вторая половина на создание очередного нового единого Плана счетов, определение общей номенклатуры статей финансовой отчетности и порядка их группирования.
4. Адаптация к международным стандартам национальной нормативно-правовой базы бухгалтерского учета при помощи:
Кроме того, еще 500 тыс. грн. предполагается использовать на разработку методического обеспечения для применения национальных П©БУ. Это означает наличие пяти видов различных положений по бухгалтерскому учету П©БУ:
И все это в целях гармонизации учета и отчетности, повышения их прозрачности и достоверности, увеличения доверия к украинской финансовой отчетности, защиты прав акционеров и инвесторов.
Самое интересное, что авторы Стратегии всерьез считают, что ее реализация обеспечит улучшение инвестиционного климата, повышение прозрачности рынков капитала, улучшение корпоративного управления. По мнению автора, утвержденная Стратегия не выдерживает никакой критики, и ее недостатки, мягко говоря, следующие:
Если все это профинансируется законодательными органами через бюджет — лихорадить страну от таких реформ будет еще долго, и 2010-м годом это не ограничится!
В заключение надо сказать, что письмом Министерства финансов Украины № 34000-16-5/1441 от 27.01.2006 г. уже были даны Рекомендации относительно программы повышения квалификации бухгалтеров предприятий и организаций, изучение которых может обеспечить надлежащий уровень развития и поддержания профессиональной компетентности бухгалтеров для предоставления услуг высокого профессионального качества собственникам (работодателям) и другим пользователям международной финансовой отчетности.