Автор: Стивен Брег
Источник: Книга "Настольная книга финансового директора" Изд-во “Альпина Бизнес Букс”. www.alpina.ru
По согласованию с издательством “Альпина Бизнес Букс”
Дата публикации: 20 Сентября 2010
Компания должна определить величину риска, который она готова принять. Когда совет директоров предпринимает попытку количественно выразить это, он зачастую обнаруживает, что ему неуютно с тем уровнем риска, который имеется в данное время, и он принимает решение о дополнительных усилиях, т. е. новых методах по снижению уровня риска. Методы могут охватывать ряд областей управления рисками, например, финансовые лимиты в отношении принимаемого и удерживаемого риска, параметры самострахования, финансовое состояние страховщиков и собственные страховые компании. Методы могут не касаться некоторых вопросов, которые уже регулируются законом, например, страхование компенсационных выплат работникам. Пример всеобъемлющей политики страхования представлен ниже:
В этой таблице есть несколько ключевых моментов, которые следует учитывать. Во-первых, компания может испытывать соблазн приобрести очень недорогую страховку, которая обычно предоставляется страховщиком, находящимся в плохом финансовом положении. Если в последующем компания предъявит требование по выплате страховой суммы, она может обнаружить, что страховщик не в состоянии сделать это. Поэтому первый пункт политики определяет минимальный финансовый рейтинг, который должен иметь страховщик, прежде чем компания купит у него страховой полис. Другая проблема состоит в том, что компания хочет ограничить максимальную сумму всех рисков, которые она готова принять с тем, чтобы не быть парализованной крупным убытком, который не покрыт страховкой. Второй пункт политики, который требует ограничения самостоятельно страхуемых рисков, решает эту проблему. Наконец, совет директоров может чувствовать себя спокойнее, установив точную сумму страхового покрытия, необходимого в отдельных областях. Хотя в примере показано несколько конкретных сумм страховки, как правило, лучше представить формулу для расчета соответствующей суммы страховки, например, страхового покрытия коммерческого имущества, которая будет покрывать восстановительную стоимость объектов и запасов. Это предохраняет сумму, указанную в полисе, от устаревания вследствие изменения условий бизнеса. Это некоторые из наиболее важных вопросов страхования, которые должны включаться в политику управления рисками.
В крупнейших компаниях функция управления рисками поручена менеджеру, подотчетному финансовому директору, казначею или контролеру. Это должностное лицо отвечает за проведение процедур, соответствующих политике управления рисками корпорации (показанной выше в табл. 18.1). Этот человек работает в тесном контакте с другими функциональными подразделениями, такими как инженерная служба, отдел техники безопасности, отдел по работе с персоналом, производственные подразделения, служба охраны, юридический отдел и бухгалтерия. Важно, чтобы этот человек хорошо знал производственную деятельность, продукцию и услуги компании, а также историю рисков, чтобы надлежащим образом оценивать риски и опасности. В рамках этих ограничений описание должности типичного риск-менеджера следующее:
После того как сформулирована политика управления рисками, необходимо определить ряд основных процедур, которые будут обеспечивать ее выполнение. Они направляют действия риск-менеджера на принятие компанией достаточных мер по сведению рисков к минимуму. Процедуры отражают логическую последовательность выявления масштабов рисков, нахождения путей их смягчения внутри компании и затем использования страхования для покрытия любых рисков, которые нельзя нейтрализовать иными способами. Более детально эти процедуры представлены ниже:
1. Обнаружение областей риска. Определите все опасности, подстерегающие компанию, путем проведения полного анализа всего имущества и операций. Он должен включать изучение не только физических объектов, но и контрактных обязательств, арендных условий и государственного регулирования. Анализ может быть проведен с помощью контрольных списков страхуемых рисков, предоставляемых большинством страховых компаний, а также с помощью консультанта или путем изучения исторических данных об убытках, предоставленных нынешней страховой фирмой компании. Однако лицо, проводящее этот анализ, должно иметь защиту от «принципа СНС» (страх, неопределенность и сомнения), который широко практикуется всеми страховыми компаниями. То есть, они имеют привычку стонать по каждому мыслимому риску и раздувать вероятность его наступления с тем, чтобы компания купила много ненужной страховки. Лучшим способом избежать этого является приглашение умудренного риск-менеджера, который знает, какие потенциальные риски можно безопасно игнорировать. Как минимум, следует проанализировать следующие области:
2. Определение метода сокращения риска. Каждой области риска должен соответствовать метод управления им. Возможные варианты для каждой области риска включают его предотвращение, сокращение, ограничение (например, самострахование) или передачу риска страховой компании. Обратите внимание, что только последний вариант в этом списке включает покупку страховки, поскольку имеется много процедур, которые компания может использовать для сокращения риска, не прибегая к страховке. Выбор наилучшего варианта основан на анализе «затраты/ выгоды», который соотносит издержки по каждому риску с затратами на то, чтобы избежать его, с учетом вероятности наступления опасных событий. Общие направления снижения риска следующие:
3. Проведение внутренних изменений с целью сокращения рисков. После того как типы предотвращения рисков определены, настает время внедрять их. Обычно это предполагает новые процедуры или системы, типа систем тушения пожара в компьютерном центре или измененной процедуры обработки наличности, которая будет затруднять кражу денег служащими. Изменения процедур могут быть длительным процессом, поскольку он включает работу с персоналом каждой функциональной области по созданию новой процедуры, приемлемой для всех пользователей, а также последующие периодические проверки, чтобы убедиться, что процедуры все еще соблюдаются.
4. Выбор брокера. Каждой компании потребуется какая-то страховка, если только она не придерживается опасного метода самострахования практически всех рисков. Необходимо выбрать брокера, который может помочь компании получить возможно лучшие условия страхования. Хороший брокер может оказать огромную помощь в этом процессе, не только выбрав наименее дорогую страховку, но и подобрав правильные виды покрытия, выяснив финансовое состояние страховщиков, оказав услуги после наступления страхового случая, а также благодаря его общему знанию бизнеса компании и видов рисков, вероятность которых наиболее высока в этих условиях. К сожалению, многие компании ищут новых брокеров через каждые несколько лет, исходя из принципа, что долговременный брокер, в конце концов, поднимет цены и обманет компанию. В действительности, долгосрочные отношения следует поощрять, поскольку брокер обретает лучшее понимание рисков компании по мере того, как появляются проблемы и выплачивается страховое возмещение, что дает ему ценный опыт в отношении деятельности компании, которого нет у нового брокера.
5. Определение видов страховки, которую нужно приобрести. После того как брокер выбран, риск-менеджер может показать ему предварительные результаты страхового анализа, и затем вместе они могут определить виды страховки, необходимой для дополнения мер по снижению рисков, которые уже предприняты внутри компании. Виды страховки могут быть следующими:
Эти шаги позволяют риск-менеджеру определить виды и потенциальные масштабы рисков компании, а также способы сокращения этих рисков посредством либо внутренних изменений, либо покупки различных видов страхового покрытия.
Существует несколько типов страховых компаний. Каждый из них может очень хорошо служить страховым потребностям компании, но между ними имеются значительные различия, о которых компания должна знать, прежде чем покупать страховой контракт. Типы страховых компаний следующие:
Другим способом классификации страховых компаний является разделение по видам предлагаемого обслуживания. Например, монолинейная компания предоставляет только один вид страхового покрытия, а многолинейная компания предоставляет страховку нескольких видов. Компания финансовых услуг обеспечивает не только страхование, но и финансовые услуги для клиентов.
Компания может также использовать самострахование, при котором она намеренно планирует покрывать убытки из своих собственных ресурсов, а не за счет ресурсов страховщика. Это может быть целесообразно в следующих случаях:
Формой частичного самострахования является широкое использование исключений в страховом полисе, когда компания оплачивает все претензии, кроме самых крупных. Наконец, компания может создать собственного страховщика (captive insurer), который предоставляет страхование родительской компании. Собственные страховщики могут обеспечить покрытие, индивидуально подогнанное под нужды родительской организации, что делает ее менее зависимой от капризов коммерческого страхового рынка. Вариантом идеи собственного страховщика является фасадная программа (fronting program), в которой родительская компания покупает страховку у независимой страховой компании, которая затем перестраховывает риск у собственного страховщика родительской компании. Этот метод используется для того, чтобы избежать лицензирования собственного страховщика в каждом штате, где ведет дела родительская компания, хотя собственный страховщик должен все же иметь разрешение на проведение перестраховочных операций. Кроме того, фасадная программа позволяет материнской компании получать местное обслуживание от независимой страховой компании и в то же время переводить риск на собственного страховщика. Какую бы форму ни принимало самострахование, риск-менеджеру следует вместе с финансовым контролером определить величину резервов на покрытие убытка, которые необходимо создать для оплаты претензий по мере их появления.
В некоторых штатах компания может выполнять функции самострахования в отношении компенсации работникам. Для этого она должна зарегистрироваться в качестве самострахователя в соответствии с законами этого штата, купить зонтичное покрытие, защищающее от катастрофических претензий, внести залог надежности и создать отдел по работе с претензиями. Преимуществом этого подхода являются низкие издержки (за счет устранения прибыли страховщика) и улучшение денежного потока (поскольку нет авансовых страховых платежей). Недостатками этого подхода являются дополнительные административные издержки, а также затраты на регистрацию компании в каждом штате, где работает компания.
Это только некоторые варианты, которые компания может рассмотреть при покупке страховки через третью сторону, дочернюю компанию или обеспечивая свое собственное покрытие.