Что еще может сделать Европа против налогового уклонения?

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 18 апреля 2016 г.


Уклонение от уплаты налогов – это проблема, которая по-новому зазвучала в мировых медиа в связи с публикацией выдержек из “Панамских документов”. Разгорелись неутихающие дебаты: эксперты спорят, какие еще варианты ужесточения регулирования способны поставить на место налоговых уклонистов. Возможно, начать следует с фундаментального пересмотра системы корпоративного налогообложения? Или заставить всех раскрывать больше информации? А может быть, все дело в несовершенном международном сотрудничестве налоговых регуляторов?

Не так давно Еврокомиссия сделала, как говорят в таких случаях, “маленький, но очень важный шаг” для обеспечения налоговой прозрачности, заставив крупные международные компании с годовым оборотом свыше €750 млн. раскрывать информацию по каждой стране, где они получают прибыли и платят свои налоги. Но достаточно ли будет этого указания, чтобы справиться с проблемой международного уклонения, и если нет, то какие еще действия можно в этой связи предпринять?

Кто-то полагает, что отчетность “по странам” – это движение в нужном направлении, способное заставить международные европейские компании платить свою справедливую долю налогов. Другие, впрочем, не согласны, что этого достаточно.

Буквально по соседству мы сообщили о довольно значительном соглашении пяти европейских держав, о котором объявил канцлер британского Казначейства Джордж Осборн (George Osborne): оно касается автоматического обмена информацией о конечных (бенефициарных) владельцах. И даже это еще не все. Предлагаем ознакомиться еще с пятью способами решения актуальной проблемы налоговых уклонистов.

Получить доступ к “Панамским документам”

Довольно очевидное решение, на самом деле. Многие налоговые регуляторы – и британская налоговая служба HMRC в том числе – уже запросили доступ к 11.5 миллионам документов Mossack Fonseca, однако Еврокомиссия почему-то не в их числе. Долго так она не продержится: на нее окажут давление с призывом все-таки запросить, что особенно актуально сейчас, после того как буквально на днях Европарламент образовал специальную комиссию по расследованию “Панамского скандала”. Отдельные эксперты даже успели высказать предположение, что Еврокомиссии, наверное, стоит сначала заглянуть в эти документы, а уж потом выкатывать что-то подобное обязательной отчетности “по странам”, даже если это означает, что на все потребуется гораздо больше времени.

Сотрудничество с национальными налоговыми регуляторами

С учетом глобального характера проблемы уклонения все страны мира должны нанести по ней совместный удар, вместо того чтобы усиливать свое национальное законодательство, которое на международном уровне легко обходится. Глава налогового направления в ACCA Час Рой-Чодхери (Chas Roy-Chowdhury) допускает, что для этого Еврокомиссии придется даже выйти за пределы списка ОЭСР и начать работать с налоговыми регуляторам как членов ЕС, так и других государств. В частности, он упоминает недавно созданную платформу Joint International Tax Shelter Information Centre (JITSIC), которая насчитывает 35 налоговых регуляторов. На прошлой неделе они встретились в Париже, чтобы обсудить “Панамские документы” – по мнению Рой-Чодхери, это правильное направление действий.

Внедрение плана BEPS

Помимо размышлений над новыми способами борьбы с уклонением от уплаты налогов, Еврокомиссия вполне может направить больше усилий на внедрение инициативы BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), или плана противодействия размытию налоговой базы и перемещению прибыли. Если и не на 100%, то уж точно в весьма значительной степени он способен сделать международную налоговую систему такой, какой она и должна быть. Тем более что когда еще этим заниматься, если не сейчас, после того как стало известно о “смехотворном” (по мнению многих) урегулировании многолетнего спора между Google и британским налоговым регулятором HMRC, которое вылилось всего в £130 млн. Эксперты считают, что такое решение ставит план BEPS под угрозу.

Улучшение требований к раскрытию информации

В частности, такой точки зрения придерживается Кэти Корнс (Cathy Corns), налоговый партнер в Mercerand Hole. “Если, например, определенная компания недоплачивала корпоративных налогов во Франции, тогда автоматическое сообщение должно рассылаться по всем связанным налоговым организациям на уровне всей группы, и каждая юрисдикция должна иметь возможность открыть запрос”- говорит она.

Снижение порога в €750 миллионов

Тут все просто: этот порог годового оборота слишком высокий, и он означает, что 85-90% мировых компаний просто не будут подпадать под требования, предложенные недавно Еврокомиссией. В то же время есть основания полагать, что компании с более низкими показателями годового оборота также могут попробовать поучаствовать в агрессивном налоговом планировании – считает Ребекка Басфилд (Rebecca Busfield), партнер Watt Busfield Tax Investigations.

По материалам: Accountancy Age

Теги: George Osborne автоматический обмен информа Джордж Осборн корпоративное налогообложение налоговая прозрачность налоговые регуляторы налоговые уклонисты отчетность “по странам” уклонение от уплаты налогов “Панамские документы”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru