Источник: Делойт
Дата публикации: 29 Марта 2018 г.
80% семейных предприятий полагаются на международные рынки в части получения выручки и обеспечения роста
Семейные предприятия становятся все более взаимосвязанными и интернациональными.Более 79% семейных предприятий полагаются на международные рынки в части получения выручки и обеспечения роста. В отличие от частных корпоративных компаний, семейные предприятия не воспринимают экономическую неопределенность и геополитические факторы как угрозу для роста своего бизнеса. Согласно последнему отчету Группы “Делойта” по обслуживанию частных клиентов “Международная точка зрения на семейный бизнес” для того, чтобы стимулировать рост своих предприятий по всему миру, им следует инвестировать больше средств в развитие персонала.
Семейные предприятия становятся все более взаимосвязанными и интернациональными 79% опрошенных семейных предприятий получают часть своей выручки на международных рынках, причем почти половина (46%) респондентов получает от операций за рубежом более четверти своей выручки. Кроме того, 85% семейных предприятий в качестве одного из ключевых звеньев цепочки поставок называют международную торговлю.
“Не все выводы можно полностью применить к российской практике в связи с отличиями российского семейного бизнеса от мирового и его особенностями”, - рассказывает руководитель группы по оказанию услуг частным клиентам, директор департамента налогообложения и права компании Deloitte в СНГ Светлана Борисова. “Однако, зарождающийся российский семейный бизнес смотрит вперед и также задается многими вопросами, затронутыми в исследовании, например, по выбору источников финансирования; преемственности; рискам, препятствующим росту бизнеса, включая нестабильность рынков. Актуальными вопросами для российского бизнеса также являются привлечение и удержание квалифицированных специалистов, внедрение инноваций в бизнес и выход на международные рынки”, - добавляет Светлана.
По словам г-на Меннолта Билена, представителя Группы “Делойта” по обслуживанию частных клиентов, “В отличие от несемейных частных компаний, также участвовавших в нашем исследовании, семейные предприятия не воспринимают экономическую неопределенность или геополитические факторы как угрозу для роста своего бизнеса. Они готовы к долгосрочному планированию, используют гибкие операционные модели и обладают надежными структурами финансирования. Это делает их устойчивыми к экономическим спадам и другим факторам, которые влияют на соответствующие международные рынки. Долговечность бизнеса имеет важное значение для семьи”.
Две трети семейных предприятий ожидают увеличения выручки и прибыли в течение ближайшего года, а почти половина (48%) респондентов прогнозируют небывалое увеличение выручки — на 26% и более. “Наше исследование показало, что семейные предприятия уверены в успехе своего бизнеса и, несмотря на ограниченную активность в сфере слияний и поглощений в прошлом году, можно говорить о возможном возвращении этих инструментов для обеспечения стратегического роста, — говорит г-н Билен. — В отчете также указывается, что согласно прогнозам рост будет обеспечен за счет слияний и поглощений; при этом почти половина опрошенных планирует приобретение другой компании в течение ближайшего года”.
Треть руководителей семейных предприятий говорят, что их компании намерены вкладывать средства в развитие программ подготовки руководителей. Согласных с ними представителей несемейных частных компаний, принявших участие в нашем опросе, на пять процентных пунктов меньше. “Это довольно примечательная статистика, учитывая общеизвестную лояльность сотрудников семейных предприятий. Такие компании гордятся тем, что относятся к своим сотрудникам, как к членам семьи. Для того чтобы сохранить столь позитивный настрой, вероятно, потребуются более масштабные капиталовложения, чем когда-либо”, — говорит г-н Билен.
В то время как почти половина (48%) респондентов планируют привлечь больше сотрудников на полную ставку, трудности с привлечением и удержанием квалифицированных специалистов также воспринимаются как фактор, ограничивающий рост бизнеса: об исключительной важности этого вопроса заявили 23% респондентов. “Семейный бизнес сталкивается с особыми трудностями, которые незнакомы другим компаниям, особенно во время смены руководства. Определенные сложности для семейных предприятий возникают, когда речь идет о назначении сторонних лиц на руководящие посты. Семейные предприятия постоянно сталкиваются с проблемой мотивирования руководителей, которые не являются членами семьи. В этой связи все большую важность приобретает разработка ценностного предложения для привлечения и удержания специалистов”, — говорит г-н Билен.
24% респондентов также назвали рост стоимости сырья и прочих затрат на производство в качестве ключевого риска наряду с возрастающей конкуренцией со стороны инновационных компаний, пришедших на рынок (22%).