Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 7 Декабря 2018 г.
Как информирует сегодня “КоммерсантЪ”, ссылаясь на информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу, для аудиторов теперь имеются отдельные методические рекомендации по выявлению сомнительных сделок и информированию о них в Росфинмониторинг.
Методические рекомендации были представлены вчера на круглом столе с участием Министерства финансов, Федеральной службы по финансовому мониторингу и российских аудиторских компаний – уточняет издание. Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности при Минфине уже поставил под новым документом свое одобрение, теперь очередь за САД, после чего новые требования станут обязательными.
Методические рекомендации, однако, вызвали у российских аудиторов, усмотревших в них расхождения с действующими стандартами аудита и повод для дополнительных расходов, ряд вопросов. Их мнение вряд ли сможет избавить их от новой обязанности, так как требования исходят даже не от самой службы финансовой разведки, а от Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). На это указал участник встречи Павел Ливадный, занимающий пост заместителя главы Росфинмониторинга – он отметил, что в FATF уделяют особое внимание в посредническим секторам, таким как риэлтерство, нотариальные услуги и так далее. В этой связи не вызывает удивления, что совсем недавно в Госдуму были представлены поправки к закону “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, которые после принятия заставят также и риэлторов сообщать в финразведку о своих подозрениях касательно отмывания.
Методические рекомендации оговаривают риски вовлеченности клиента в деятельность, связанную с отмыванием или финансированием терроризма. На риски влияет даже область деятельности (среди “опасных” выделяют туризм и строительство). “Красный флажок” у аудиторов должны поднять массовые адреса регистрации, малые по продолжительности сроки работы у клиента или его контрагента, частая смена руководства, запутанная структура собственности, нетипичное поведение клиента вроде слишком долгого предоставления документов в ответ на поданный запрос, и не только. Отдельные виды операций с наличностью, перевод ценных бумаг в иностранные депозитарии, многочисленные перепродажи товаров также находятся в списке подозрительных операций.
На многие из заданных вопросов участники встречи получили ответы. Для примера, если компании занимаются исключительно аудиторской деятельностью без оказания, например, услуг юридического консалтинга, то им нет нужды прописывать для себя отдельные правила внутреннего контроля. Им также не придется возлагать ответственность за противодействие отмыванию и финансированию терроризма на отдельное лицо, и не придется следовать особым требованиям по хранению документов.
А вот работающие в банковском секторе аудиторы считают, что действующая для банков обязанность сообщать в финразведку о подозрительных клиентах и новые обязанности для них создадут дублирование. Но регуляторы подчеркивают, что банк не имеет право информировать аудиторов о факте сообщения в Росфинмонитоинг, поэтому аудиторы не будут в курсе и, следовательно, будут информировать финразведку независимо от банка-клиента.
А вот как все это впишется в аудиторскую деятельность, по-прежнему вызывает сомнения. В рамках проводимой аудиторской выборки внешние проверяющие, конечно, не смогут увидеть всех операций клиента, а сами клиенты могут и не пожелать дополнительно платить за выявление у них деятельности, связанной с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU