Радикализация защиты инвестиций

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 7 Октября 2019 г.


В продолжение недавней новости об альтернативном варианте законопроекта о защите капиталовложений от российского вице-премьера Дмитрия Козака. Как предполагает “КоммерсантЪ”, присутствие на рассмотрении одновременно двух вариантов проекта затрудняет законодательное одобрение единого варианта, а конкуренция двух сторон чревата задержками с принятием. При этом и тот, и другой вариант очень либерален (возможно, даже слишком) и в случае одобрения мог бы очень быстро устранить все сегодняшние регуляторные преграды на пути эффективной инвестиционной деятельности.

Судьба варианта от Министерства финансов остается непонятной (издание пишет об определенных разногласиях при его рассмотрении в правительстве). Зато альтернативной версией теперь имеет все возможности стать законопроект от Дмитрия Козака, представленный в прошлую пятницу. Хотя на рассмотрение правительства проект пока не вносился, если судить хотя бы даже по его названию, он вполне может составить конкуренцию для проекта от Минфина (как будто подчеркивая это, слова “поощрения” и “защита” поменяли местами, а кроме того, Дмитрий Козак упирает на частную инвестиционную деятельность, тогда как в названии проекта от финансового министерства указаны более общие “капиталовложения в РФ”).

Высказанные в агусте замечания вице-премьера к будущему регулированию соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) были учтены. Например, Минфин оговорил принцип конкурса для получения государственной поддержки инвестпроектов. Помимо этого, были добавлены очень либеральные предложения вроде запрета на любые ограничения на репатриацию прибыли и капитала из России.

Несмотря на повышенный градус “либеральности” минфиновской версии, Дмитрий Козак в своих предложениях, кажется, идет еще дальше. Согласно его идее, предлагается оговорить возможность признавать через суд как “реальный ущерб” любое изменение в сфере регулирования, в том числе в отношении ставок налогов, тарифов, сроков реализации строительства, если эти изменения влияют на характеристики инвестпроекта. Иначе говоря, важные характеристики любого инвестиционного проекта нельзя менять быстрее, чем за три года, в противном случае за весь ущерб платит государство - подытоживает “КоммерсантЪ”. В любом СЗПК можно будет зафиксировать неизменность условий регулирования на определенный срок от 6 до 20 лет, и если такое случается, инвестор получает компенсацию.

Издание добавляет, что “соревнование” между собой двух сторон, занимавшихся написанием текста будущего законопроекта, привело к “радикальной либерализации”, превосходящей любые примеры из международной практики. Даже в странах с англосаксонским правом не суды не выносят решений и полной компенсации регуляторных издержек за счет национального бюджета. Однако в США или Великобритании при этом возможна компенсация неполученной вследствие регулирования прибыли, а в обеих российских версиях этого нет.

Российская газета имеет определенные сомнения относительно успеха с одобрением что одной, что другой версии, поскольку их либеральный характер явно не отвечает характеру законотворческой практики в России последних где-то полутора десятков лет.

Теги: Дмитрий Козак защита инвестиций инвестиционная деятельность Минфин неизменность условий регулирования поддержка инвестпректов регуляторные издержки репатриация прибыли СЗПК соглашения о защите и поощрении капиталовложений

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru