По материалам: IFRS
Пару недель назад Совет по МСФО дал старт консультациям по двум важным наработкам принципиальной важности. Прежде всего, он представил новый подход к разработке требований к раскрытию информации, которым будет пользоваться в дальнейшем при их разработке. Кроме того, в иллюстративных целях он уже его опробовал на двух стандартах – МСФО (IFRS) 13 “Оценка справедливой стоимости” и МСФО (IAS) 19 “Вознаграждения работникам”. Давайте разберемся чуть детальнее, что именно по итогу вышло у разработчиков международных стандартов финансовой отчетности.
Новый подход - это внутреннее руководство Совета по МСФО для самого себя, поэтому никаких дополнительных требований составителям отчетности сам по себе он не несет. Понадобилось это затем, что многие в своих обращениях, по утверждениям представителей этой организации, высказывали серьезные претензии к качеству раскрываемой сегодня информации - мол, она недостаточно полезна сама по себе, раскрывается к тому же неэффективно, и так много потенциально полезной информации при этом остается где-то за кадром. Причина не только в попустительском отношении к процессу со стороны составителей отчетности, которым во многих случаях важнее выполнить требование, а не привлечь инвесторов. Раз уж так получается, то причина и в самих требованиях, поскольку любители ставить комплайенс превыше информационных потребностей инвесторов будут всегда, и не лучше ли прописать для них требования, более соответствующие потребностям пользователей их отчетности?
Претензии эти были озвучены еще много лет назад. Собственно, они и легли в основу объемной группы различных проектов под общим названием “Инициатива по раскрытиям”, ставшей одним из основных направлений долгосрочной программы стратегической работы Совета по МСФО, практически совпавшей со вторым сроком председательствования Ханса Хугерворста в этой организации. Если вернуться чуть назад - в марте 2017, например, уже выходил дискуссионный документ с названием “Принципы раскрытия информации”, в рамках которого авторы хотели выслушать мнения относительно предлагаемых ими новых подходов. Многие тогда согласились, что проблема с раскрытиями - комплексная и многогранная, поэтому потребует участия почти всех основных групп стейкхолдеров - инвесторов, аудиторов, составителей отчетности, аналитиков и так далее. И почти все при этом назвали еще одного участника, который может и должен участвовать в проекте – самого IASB, которому придется решать проблему через пересмотр базового подхода к разработке требований к раскрытию в стандартах МСФО.
Полученные комментарии на дискуссионный документ 2017 года привели также к запуску еще одного направления в рамках все той же “Инициативы по раскрытиям” - корректировки действующих требований в отдельных стандартах. Оно, правда, до сих пор было не очень масштабным по своему охвату, но ведь работа и не закончена. Довольно долго в IASB решали, какие именно стандарты выбрать для первого пересмотра, пока не было решено остановиться на двух. Именно их требования были пересмотрены уже согласно новому базовому подходу, о котором идет речь сегодня, и их пересмотренные требования в предварительном варианте также вошли в публикацию. Как отмечают сами авторы, они таким способом просто тестируют новый подход, поэтому немедленного эффекта на требованиях в прочих МСФО он в любом случае не окажет.
В случае положительных откликов на вышедший чуть больше недели назад дискуссионный документ и предложенный в нем подход Совет по МСФО возьмет его на вооружение, обещая при этом в последующем регулярно его обновлять и совершенствовать с учетом того, как он будет работать на практике. А обновление требований к раскрытию информации в других МСФО в соответствии с ним, равно как и разработка новых требований, будет уже осуществляться согласно стандартному регламенту, предусмотренному для любых случаев разработки требований МСФО – с обсуждениями, публичными консультациями, анализом полученных откликов и так далее.
Раскрываемая информация должна быть полезна ее пользователям, не так ли? То же самое можно сформулировать иначе: раскрытия должны соответствовать целям раскрытия, которые лежат в их основе. Совет по МСФО хочет заставить составителей отчетности:
Кроме того, в отдельных случаях Совет по МСФО может прийти к общему выводу, что какие-то информационные составляющие в случае своей существенности для организаций будут всегда соответствовать специфическим информационным потребностям пользователей их отчетности. В таких случаях Совет по МСФО будет стараться сформулировать цели раскрытия, которые достаточно специфичны, чтобы было понятно, с помощью какой именно информации организациям удовлетворять информационные потребности пользователей своей отчетности. Если вдруг это окажется невозможно сделать, IASB обратится к предписаниям, чтобы потребовать в явной форме раскрытия какой-то определенной информационной составляющей, попутно объяснив, почему именно эта составляющая настолько необходима для удовлетворения специфической цели раскрытия.
Ниже вся эта общая логика проиллюстрирована на примере стандарта IFRS 13 по оценке справедливой стоимости, о новых требованиях к раскрытию информации в котором мы чуть ниже поговорим
Пример использования будущего подхода к разработке требований к раскрытию информации в МСФО
Общие цели раскрытия Организация-составитель отчетности обязана раскрыть информацию, позволяющую пользователям ее отчетности оценить ее уязвимость перед неопределенностями, связанными с измерением справедливой стоимости активов и обязательств, отраженным на основе ее на балансе после первоначального признания. |
Требование: Оценить, в какой мере информация в примечаниях к отчетности соответствуют общим информационным потребностям пользователей отчетности (иначе говоря - требуются ли раскрытие дополнительной информации) |
Специфические цели раскрытия Для повторяющихся оценок справедливой стоимости организация-составитель отчетности обязана раскрыть информацию, позволяющую пользователям ее отчетности понимать причины изменения справедливой стоимости после первоначального признания по каждому классу активов и обязательств на балансе, с начала и до конца отчетного периода. |
Требование: Раскрыть всю существенную информацию для удовлетворения детализированных информационных потребностей пользователей отчетности по отдельным темам. |
Объяснения в дополнение к специфическим целям раскрытия Информация, которой требуют специфические цели раскрытия, предназначена для того, чтобы помогать пользователям финансовой отчетности оценивать, как именно транзакции и другие события на протяжении отчетного периода повлияли на финансовое положение организации и финансовые результаты, следовательно - выбрать статьи, которые они затем будут использовать в своем анализе. |
Объяснительная информация служит для того, чтобы помочь организациям-составителям отчетности лучше понимать специфические цели раскрытия и эффективнее использовать суждение в своей оценке того, является ли информация существенной для раскрытия. |
Информационные составляющие Следуя специфическим целям раскрытия информации для повторяющихся оценок справедливой стоимости (на основе исходных данных 3 Уровня иерархии справедливой стоимости), организация-составитель отчетности обязана представить в табличной форме реконсиляции балансов открытия и закрытия по статьям, относимым к существенным причинам изменения в оценках справедливой стоимости |
Требование: Раскрыть существенную информацию, которая важна для выполнения специфических целей раскрытия. |
Хотя это не обязательно, но следующая информация может помочь организации-составителю отчетности с выполнением специфических целей раскрытия: объяснение существенных причин для изменения повторяющихся оценок справедливой стоимости помимо тех, что относятся к 3 Уровню иерархии справедливой стоимости. |
Необязательные информационные составляющие: определить потенциально существенную информацию, которую организация может раскрыть для выполнения специфических целей раскрытия, если она актуальна с учетом обстоятельств. |
В случае одобрения изложенных в дискуссионном документе предложений действующая версия стандарта обзаведется новыми параграфами под номерами 100 и 101, в которых Совет по МСФО опишет общие цели раскрытия информации – как сказано в таблице вверху, на ее основе пользователи отчетности смогут оценивать уязвимость организации перед неопределенностями, связанными с измерением справедливой стоимости активов и обязательств. Эти раскрытия помогут пользователям оценить значимость этих классов активов и обязательств для финансового положения интересующей их организации и ее финансовых результатов, а также понять, как именно определялась справедливая стоимость этих активов и обязательств, и как изменения в ней могли повлиять на финансовую отчетность организации в конце отчетного периода.
Для активов и обязательств, измеряемых на балансе после первоначального признания на основе справедливой стоимости, Совет по МСФО предлагает специфические цели раскрытия, которые потребуют от организаций раскрывать информацию о:
Новый параграф 118 в стандарте IFRS 13 может оговорить специфическую цель раскрытия, в соответствии с которой организациям придется раскрывать информацию, позволяющую пользователям их отчетности понять:
В стандарте в трех новых параграфах 147A–147C Совет по МСФО собирается прописать общие цели раскрытия информации, которые потребуют от составителей отчетности раскрывать информацию, позволяющую пользователям отчетности оценивать влияние пенсионных планов с установленными выплатами на их финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки, а также оценивать риски и неопределенности, связанные с использованием этих пенсионных планов.
Если говорить о специфических целях раскрытия, то Совет по МСФО в рамках также новых параграфов (они все имеют номер 147, просто обозначены разными литерами, начиная далее с “D” и заканчивая “W”) собирается в случае положительных отзывов на свой дискуссионный документ потребовать от организаций раскрывать:
В рамках нового параграфа 54А Совет по МСФО может добавить общие цели раскрытия информации, согласно которым составители отчетности будут раскрывать информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности понимать влияние пенсионных планов с установленными взносами на финансовые результаты и денежные потоки организаций-составителей отчетности.
Совет по МСФО предлагает организациям ориентироваться на общие цели раскрытия для пенсионных планов с установленными взносами, если они классифицируют свои пенсионные планы с участием нескольких работодателей как пенсионные планы с установленными взносами.
С другой стороны, организациям сегодня предлагают ориентироваться на общие цели раскрытия в случае с пенсионным планами с установленными взносами, а также на специфические цели раскрытия о характере и рисках, связанных с пенсионным планами с установленными выплатами, если организации:
Совет также предлагает, чтобы организации-составители отчетности ориентировались на общие цели раскрытия и специальные цели раскрытия для пенсионных планов с установленными выплатами, если организации:
Параграф 41 IAS 19 (источник: официальный перевод стандарта на сайте Минфина): “Предприятие, участвующее в таком плане, получает информацию о плане в целом, исходя из оценок на основании настоящего стандарта и с учетом допущений, применяемых к плану в целом. При наличии договора или заявленной политики отнесения чистой стоимости установленных выплат по плану в целом (с оценкой в соответствии с настоящим стандартом) на отдельные предприятия группы предприятие признает сумму отнесенной таким образом чистой стоимости установленных выплат в своей отдельной или индивидуальной финансовой отчетности. При отсутствии такого договора или политики чистая стоимость установленных выплат признается в отдельной или индивидуальной финансовой отчетности предприятия группы, которое официально является работодателем-спонсором плана. Остальные предприятия группы признают в своей отдельной или индивидуальной финансовой отчетности затраты, равные их взносам, подлежащим уплате за период”.
Совет по МСФО собирается предложить общие цели раскрытия информации, которые потребуют от составителей отчетности раскрывать информацию, позволяющую пользователям их отчетности понимать: