По материалам: IFRS
На проходившей целую рабочую неделю (15-19 ноября) встрече разработчики международных стандартов финансовой отчетности успели обсудить целый ряд важных тем, включая:
В этот раз обсуждали в основном сроки реализации проектов по изучению практической эффективности стандартов IFRS 15 “Выручка по договорам с покупателями”, IFRS 16 “Аренда”, а также следующих двух частей проекта по стандарту IFRS 9 “Финансовые инструменты” по обесценению и учету хеджирования.
Пока что до всего этого далеко, поскольку лишь во второй половине следующего года IASB даст старт “PIR” – post-implementation review - по стандартам IFRS 15 и IFRS 9 (по теме обесценения), и тогда же обсудит, стоит ли давать старт “PIR” по стандартам IFRS 16 и третьей части IFRS 9 (по теме хеджирования), и если да, то когда именно. До того момента будут обсуждаться разве что план реализации исследования эффективности IFRS 15 и действующие требования по учету обесценения в IFRS 9.
Что касается уже пребывающих в процессе исследования стандартов IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 11 “Совместная деятельность” и IFRS 12 “Раскрытие информации об участии в других организация”, то тут, прежде чем принимать какие-то решения по всплывшим актуальным темам (или вообще завершать проект “PIR”), Совет по МСФО решил уточнить кое-какие нюансы своей стратегии по принятию решений по этой части. Однако детали будут обговариваться уже на следующей встрече в декабре.
Члены Совета по МСФО встретились, чтобы обсудить потенциальные улучшения к промежуточной модели динамического управления рисками (“DRM” – от “Dynamic Risk Management”), недостатки которой были выявлены в ходе проведенных публичных обсуждений с составителями отчетности. Для того чтобы улучшить эффективность отражения применяемых организациями стратегий управления рисками, Совет по МСФО решил пока сделать следующее:
Никаких других обновлений в модель динамического управления риском вноситься не будет. Это касается даже тех потенциальных изменений, которые вполне основательно обсуждались ранее – например, по определению доли портфеля активов на предварительной оплате (будущих экономических благ; англ., “prepayable assets”).
Совет по МСФО завершил обсуждение откликов, полученных на выходивший в начале года предварительный вариант стандарта, в котором была предложена новая модель с потенциалом заменить собой действующую в стандарте IFRS 14 “Счета отложенных тарифных разниц”. Однако никаких решений пока не принималось. Более того, те предложения, возможно, будут еще пересматриваться.
Зато предложения дискуссионного документа 2020 года по объединению бизнеса, учету гудвила и обесценения удостоились в этот раз большого внимания. В июле Совет по МСФО подвел итог прошлогодним консультациям, а сегодня уже принимает конкретные решения.
В своем дискуссионном документе авторы хотели потребовать от составителей отчетности раскрывать такие вещи как a) ожидаемое значение либо диапазон значений синергии, образующейся в результате объединения, и b) ожидаемый момент ее реализации. В теории звучит, может, и понятно, но на практике могут возникнуть сложности. Чтобы их свести к минимуму, Совет по МСФО сегодня проводит тестирование конкретных примеров вместе со стейкхолдерами, чтобы с их помощью показать, как делать такие раскрытия:
Четко определять в стандарте само понятие “синергия” Совет по МСФО не хочет. Кроме того, в его прошлогодние предварительные предложения решено не вносить изменений с учетом откликов по другим аспектам публикации.
Предварительно разработчики решили сохранить действующие сегодня требования параграфа B64(q) МСФО 3. При этом цель требования по раскрытию в B64(q)(ii) будет объяснена дополнительно, но без дополнительных указаний относительно того, как именно раскрывать требуемую здесь информацию.
В B64(q)(ii) будет прямо оговорено, что основой для подготовки информации в соответствии с данным параграфом является учетная политика организации. Термин “прибыль или убыток” из формулировки устранят, заменив его на “операционную прибыль или убыток” (она получит определение в рамках проекта по основным формам отчетности).
Кроме того, IASB не будет вводить дополнительных требований по раскрытию информации о денежных потоках, возникающих в результате операционной деятельности.
Здесь разработчики изучали отзывы на прошлогодние предложения, согласно которым эти виды обязательств могли бы быть признаны основными классами, как в B64(i) МСФО 3. Решено было этого не делать, но вместо этого устранить из данного пункта стандарта сам термин “основной”.
Также подкорректируют параграф IE72 (это иллюстративные примеры к МСФО 3), чтобы там добавить примеров обязательств, возникающих в результате деятельности по финансированию, и обязательств в рамках пенсионного плана с фиксированными выплатами.
Участники встречи обсуждали возможность корректировки формулировок предварительного варианта будущего стандарта, который показали в декабре 2019 г. В этот раз основной темой были показатели менеджерской отчетности.
Разговоры идут преимущественно вокруг ключевого определения, с акцентом на двух ключевых вещах: a) субъективное видение менеджера в отношении определенного показателя управленческой отчетности, и b) публичные раскрытия вне финансовой отчетности. Третьей важной темой IASB видит требование к показателям управленческой отчетности достоверно отражать относящиеся к ним аспекты финансовых результатов. Предварительно решено было:
Разработчики решили сократить их охват по части показателей управленческой отчетности, исключив посты в социальных медиа, подкасты и интервью.
Чтобы обеспечить его, решено добавить руководство, объясняющее, как именно составителям отчетности следует приводить описания показателей управленческой отчетности понятным и доступным языком, который не вводит пользователей отчетности в заблуждение. Организациям необходимо будет соблюдать прозрачность в отношении использованных терминов и примененных методов, особенно тогда, когда они отличаются от терминов и методов МСФО.
Вместе с тем, поскольку “достоверное и непредвзятое” представление является общим требованием в отношении всей отчетности по МСФО, нет никакой надобности специально это выделять в рамках требований, прописанных для показателей управленческой отчетности.
Пересмотренный вариант постепенно готовится к выпуску. В этот раз обсудили следующие темы:
Требование оговаривает использование прогнозируемых условных единиц. Теперь этого не будет, потому что параграф решено было убрать вообще. В готовящемся к публикации обращении авторы предложат прокомментировать альтернативный вариант действий, проясняющий особенности применения проблемного метода, если респонденты не согласятся с идеей полного устранения данного параграфа из текста стандарта.
По прочим темам решено было оставить “IFRS for SMEs” неизменным, с учетом того, каким оказался отклик на выходившее ранее обращение за информацией. Исключением является разве что признание и оценка расходов на разработку, требования к которым, возможно, будут скорректированы. Это будет обсуждаться на следующем заседании.