Мы спросили экспертов, что они думают по поводу идеи Минэкономразвития распространить о формулу “предупреждения вместо штрафов” за впервые допущенные нарушения на крупные российские компании. В данный момент такой подход используется в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, но крупные компании? Оправданно ли это?
Идею не штрафовать за впервые допущенные непринципиальные нарушения поддерживаю, вне зависимости от размера бизнеса. Как минимум потому, что в налоговом законодательстве постоянно происходит множество изменений. Даже сами налоговики не всегда до конца понимают эти нововведения, свидетельством чему являются многочисленные выпускаемые пояснения, разработка которых требует времени. Это означает, что бухгалтер может неумышленно упустить какие-то нюансы или же допустить неточности, ошибки, исказив тем самым отчетность.
Таким образом, есть ряд вполне объективных причин, объясняющих, почему представленная в налоговый орган отчетность содержит ошибки, которые не несут в себе злого умысла. И я так думаю, что бухгалтер этот урок запомнит на всю жизнь, в следующий раз уже не допустит подобных ошибок. Тем более что предупреждение выписывают только однократно - в первый раз.
Что же касается утверждения экспертов, что эта норма приведет к росту коррупции в данной сфере – соглашусь, такое возможно. Но с другой стороны, по словам тех же экспертов уже и сейчас некоторые предпочитают “договариваться”, чтобы не платить.
Несомненно, подобная инициатива Минэкономразвития заслуживает положительной оценки.
Во-первых, напомню, что действующее законодательство не содержит конкретного определения крупного предприятия. Сегодня крупным признается тот бизнес, который не выполняет критерии малого и среднего, что далеко не всегда означает, что крупное предприятие “живет” лучше малого или среднего. Даже с учетом суммарного дохода (не путать с прибылью) свыше 2 млрд. рублей не стоит забывать, что крупное предприятие обеспечивает рабочими местами более чем 250 работников.
Во-вторых, вполне логично на законодательном уровне поощрять законопослушное поведение всех без исключения хозяйствующих субъектов, поскольку претендовать на предупреждение может лишь та компания, которая не является привлеченной к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
В-третьих, такое изменение в законе никоим образом не повлияет на конкуренцию между крупными предприятиями и субъектами МСП.
Одновременно с этим Особенная часть КоАП РФ содержит множество правонарушений с формальным составом, совершение которых само по себе не влечет какой-либо общественной опасности, но карается значительным штрафом. Например, за непредставление данных в Росстат компания может быть оштрафована на сумму от 50 до 70 тыс. руб., и вполне вероятно, что и ее руководитель заплатит штраф от 10 до 20 тыс. руб., но уже из своего кармана. Санкция ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ не предусматривает предупреждение как вид наказания, соответственно, замена штрафа возможна только для субъектов малого и среднего предпринимательства, а это ставит крупные предприятия и субъекты МСП в неравные условия.