
В продолжение прошлогодней истории (см. “Правительство переименует госкорпорации в публично-правовые компании” от 10 июля 2015, притом что сам проект был внесен в Госдуму и принят еще в мае 2013 года)
Только сейчас готов ко второму чтению законопроект, который введет в российскую практику новую организационно-правовую форму –
“публично-правовая компания”. Как проинформировало на днях
РИА Новости, думский комитет по собственности рекомендовал проект к принятию во втором чтении.
Под
публично-правовой компанией будет пониматься унитарная некоммерческая организация, созданная в России, наделенная полномочиями публично-правового характера и действующая в интересах государства, но при этом не отвечающая по обязательствам государства (как и государство не обязано отвечать по обязательствам
ППК).
Задачами
ППК будет реализация государственной политики, предоставление госуслуг,
управление госимуществом, контрольно-управленческие функции в различных отраслях экономики;
инвестирование свободных средств на основе принципов возвратности, прибыльности и ликцидности. Иногда такие структуры будут формироваться специально под реализацию проектов особой важности (социальных, экономических и так далее). У
ППК будет возможность открывать свои представительства (коммерческие и некоммерческие), в том числе за рубежом.
Создание
ППК предусмотрено как на основании президентского или федерального указа, так и путем
реорганизации госкорпораций и госкомпаний, но при этом реорганизация с целью образования
публично-правовой компании запрещено для Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, “Ростеха”, “Росатома” и “Роскосмоаса”.
Одним из основных преимуществ ППК перед госкорпорациями является отсутствие должного контроля над последними, в результате чего возникает опасность неэффективного управления госимуществом. В случае же с новой организационно-правовой формой федеральные органы власти, участвовавшие в создании ППК, будут иметь возможность потребовать возмещения убытков, причиненных по вине органов управления компании (к каковым будут относиться наблюдательный совет, гендиректор и правление, если предусмотрено его создание). Передача полномочий наблюдательного совета гендиректору или тому же управлению будет запрещена.
Деятельность компании будет вестись на основе специальных, заранее утвержденных плана и стратегии развития
на срок не менее пяти лет, утверждать которые будет наблюдательный совет. Документы обязательны к публикации на официальном сайте в целях ознакомления общественности.
Там же будет публиковаться и годовая отчетность ППК – правда, в урезанном на основе решения наблюдательного совета варианте в целях соблюдения законодательства о государственной тайне. Годовая финансовая отчетность
обязана будет проходить аудиторскую проверку.
Для ППК
обязанностью является создание службы внутреннего аудита и контроля.