Конец главенству “Большой четверки”? Британская реформа расставит все по местам

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 19 Марта 2021 г.

В продолжение вчерашней новости. Accounting Web подробно расписывает суть запущенных вчера консультаций по масштабной реформе, которая имеет сразу несколько аспектов, и один из них может очень существенно изменить уже до конца года привычное положение четверки крупнейших аудиторских компаний на рынке.


Квази Квартенг (Kwasi Kwarteng), с начала текущего года - министр предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии Великобритании, официально объявил вчера старт давно уже ожидаемым масштабным реформам. Ожидания, в связи с “Брекзитом”, пандемией коронавируса и прочими проблемами, затянулись фактически с конца 2018, когда были получены результаты проверки текущего состояния рынка аудита в Британии и эффективность работы регулятора (FRC). Рекомендации по итогам проведенных расследований были взяты в работу, но фактическая их реализация начинается только сейчас.

Хорошо хоть не успели еще выветриться из памяти громкие корпоративные скандалы с Carillion, Thomas Cook и не только. По крайней мере, именно их вспоминает Квази Квартенг, когда говорит: “После крупномасштабных банкротств очевидно, что британский аудиторский режим требует модернизации с помощью совокупности разумных, пропорциональных реформ”.

Какие именно это реформы?

Конец доминированию “Большой четверки” как вероятный исход

Речь ведь не только об операционном разделении аудиторских услуг и неаудиторских, на которое в прошлом году отвели четыре года, и которое по факту в большинстве организаций, в принципе, без особых проблем уже идет к завершению. Речь о том, что, согласно новым предложениям, рыночные доли PwC, Deloitte, E&Y и KPMG собираются серьезным образом “размыть”, потому что их могут заставить проводить совместный аудит с менее крупными организациями.

“Не очень полезно для качества аудита, когда британский аудиторский рынок настолько концентрированный, и 97% аудиторских проверок FTSE 350 проводятся силами всего лишь четырех аудиторских организаций”, - говорилось в отчете по результатам исследования 2018 года, проведенного под руководством сэра Джона Кингмана (John Kingman). Он сам, кстати, уже сегодня признает, что с момента выхода его отчета два с лишним года назад успели сделать многое для усиления регулирования британского аудита, но критически важный элемент мозаики все еще не на месте, а заключается он в формальной фиксации статуса и полномочий нового регулятора. И говоря о нем...

ARGA

Агентство по аудиту, отчетности и управлению (ARGA) получит расширенные полномочия предписывать разделение аудиторских и неаудиторских услуг (то, о чем было объявлено в прошлом году, стало быть, имело упредительный и не совсем официальный характер), благодаря чему регуляторы надеются устранить конфликт интересов.

Что важнее, у ARGA также будет возможность прямо требовать изменений в корпоративных счетах и корпоративной отчетности. Сейчас FRC для этого требуется судебное решение.

Финансироваться новый орган регулирования будет за счет обязательных сборов с участников рынка.

Доверие инвесторов

Проблемы с корпоративной отчетностью высветили срочную необходимость для правительства Великобритании что-то делать по этому поводу. Если рассматривать этот момент в контексте вчерашних предложений, то речь идет о новых требованиях к аудиторской отчетности и отчетности директоров компаний вокруг обнаружения и предотвращения корпоративного мошенничества. Среди прочего, директорам придется показать, как системы внутреннего контроля у них работают против финансовых хищений, а аудиторам - проверять их на наличие проблем.

Сам аудит выйдет намного дальше границ традиционной финансовой отчетности и начнет захватывать показатели ESG, в частности, по теме климата.

Ответственность директоров компаний

Ответственное поведение директоров в консультациях выделено “одной из важнейших отправных точек надежной и высококачественной корпоративной отчетности и корпоративного управления”. Действующие сегодня основы там названы “неадекватными” в плане привлечения директоров ответственности. И хотя прямо об этом, может, и не сказано, вполне понятен намек на основную причину всех многочисленных корпоративных скандалов последнего десятилетия, которые столь возмутили общественность.

Скоро, однако, все должно измениться. Директорам крупных компаний придется лично заплатить огромные штрафы за допущенные существенные искажения в отчетности, припрятывание важной информации от своих аудиторов, или преступную халатность в исполнении служебных обязанностей, оставляющую простор для хищений. И на ежегодной основе именно директорам придется публиковать еще одну отчетную форму – “отчеты об устойчивости”, наглядным образом объясняющие инвесторам и другим стейкхолдерам, как именно у них реализованы программы минимизации краткосрочных и долгосрочных рисков.

Еще один важный момент - директоры перестанут получать выгоду от провала своих организаций, а то ведь сегодня многим начисляют колоссальные бонусы, даже когда бизнес уже летит по наклонной в пропасть. Вполне может начать доходить и до отзыва уже начисленных бонусов в случае недостижение поставленных целей в течение двух годовых периодов подряд. Кроме того, выплату дивидендов и бонусов могут обязать приостанавливать в случае неплатежеспособности организации.

Теги: Carillion Deloitte E&Y FRC KPMG аудиторские компании аудиторские организации аудиторские услуги качество аудита “Большая четверка”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru