По материалам: IFRS
Совет по МСФО провел очередную встречу 18 ноября – как и все ежемесячные встречи начиная с марта, она прошла в онлайн-формате. Но кое-что необычное все же было: в этот раз к ней присоединился Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) – организация, с которой когда-то давно интенсивно шла работа над конвергенцией двух важнейших в мире систем стандартов. Впрочем, никаких решений на совместной части они не приняли – этого и не планировалось.
Помимо тем, представляющих для обеих организаций общий интерес (гудвилл и обесценение, изменения в учете аренды, не относящиеся к COVID-19, финансирование линий поставок, коронавирусные послабления), члены IASB также оговорили другие важные конкретно для него направления работы:
Совет по МСФО обсудил время старта нового исследования по эффективности применения на практике стандарта по учету финансовых инструментов, IFRS 9. Наши постоянные читатели наверняка в курсе, что самая первая часть данного исследования стартовала буквально на прошлой неделе – там речь идет о тех требованиях, которые касаются классификации и измерения. Однако IASB, конечно же, обязан также изучить эффективность требований по учету обесценения и хеджирования, а кроме того – провести аналогичное исследование по еще одному относительно новому стандарту, IFRS 15 “Выручка по договорам с покупателями”.
Совет по МСФО решил, что прямо спрашивать о стартовых датах начала этих исследований в рамках консультаций по долгосрочной рабочей программе (вариант, который он рассматривал с заседания в прошлом месяце) в действительности необязательно. Все эти исследования (“PIR”, как они называются для краткости) по IFRS 15 и по двум оставшимся частям IFRS 9 начнутся не раньше второй половины следующего года, потому что именно на вторую половину 2021 г. IASB отложил принятие решений относительно сроков.
Это, напомним, общее название ряда проектов, основной задачей которых является повышение эффективности уже действующих стандартов путем внесения в них корректировок. С прошлого раза (октябрьского заседания) близится к плавному завершению работа над стандартом IAS 12 “Налоги на прибыль”. Рассматриваемая здесь тема носит название “отложенные налоги по активам и обязательствам, возникающим в результате единой транзакции”.
Собственно, все изменения (они касаются ограничения охвата действующего сегодня исключения, которое оговорено в параграфах 15 и 24 МСФО (IAS) 12, и которое не будет скоро применяться в отношении транзакций, ведущих к появлению равных по величине, но подлежащих взаимозачету временных разниц) уже были согласованы. В ноябре же принимали решение относительно старта написания документа для будущей публикации техническим персоналом. Как уже известно из представленного на днях описания изменений в рабочих планах, окончательный вариант измененного стандарта – и именно окончательный, просим отметить, поскольку решено не выставлять его в предварительном варианте повторно – выйдет во втором квартале следующего года. А уже вступление измененного стандарта в силу, как предварительно решили участники встречи, состоится 1 января 2023 года, с возможностью досрочного применения.
Напомним, суть данного проекта в том, чтобы позволить дочерним предприятиям, которые, как и родительская организация, составляют свою отчетность в соответствии с МСФО, использовать сокращенные требования к раскрытию информации в соответствии “IFRS for SMEs” (отдельным, сокращенным вариантом международных стандартов финансовой отчетности специально для них), но при этом следовать требованиям по признанию и измерению в соответствии с требованиями “полного” комплекта МСФО.
Если малым и средним дочерним предприятиям предстоит использовать сокращенные раскрытия по МСФО, то не стоит ли для них оговорить дополнительные исключения по переходу на новые требования к раскрытию информации, а также условия по переходу на требования к раскрытию в новых или измененных стандартах МСФО? В ходе встречи в этом месяце члены Совета по МСФО обсуждали это, а также пропущенные в “IFRS for SMEs” темы и специализированные направления деятельности.
Предварительно Совет по МСФО пока что решил, что если он все предложит дочерним предприятиям на МСФО-отчетности “стандарт МСФО с сокращенными раскрытиями” (как он сейчас именуется в рабочем варианте), то такой стандарт, в самом деле, должен оговорить для них следующие дополнительные корректировки:
По требованиям к раскрытию информации в “IFRS for SMEs”, которых нет в полном комплекте МСФО:
По всем этим решениям свое согласие выразили лишь семь членов Совета по МСФО.
Когда именно принимать в расчет требования к раскрытию информации во всех новых или измененных МСФО? Пока что Совет по МСФО решил выбрать конкретную дату, которая и будет включена в консультационный документ по данному проекту: “моментом отсечения” станет 1 января 2021 года, то есть учитываться будут все требования по раскрытию информации во всех стандартах и Интерпретациях МСФО, которые успели выйти до этого срока. Также будут рассматриваться предварительные версии будущих стандартов, которые успели выйти до 1 января 2021 года – за исключением предварительного варианта будущего нового стандарта, который оговаривает общие требования к раскрытию информации (легко понять, почему именно: к нему уже успели озвучить слишком много замечаний, чтобы можно было надеяться на скорое завершение того проекта – GAAP.RU).
Что касается самого момента, когда Совет по МСФО будет вносить изменения в будущий стандарт для малых и средних предприятий в форме МСП, учитывающие новые или измененные МСФО, то в качестве такового решено брать сроки публикации предварительных версий этих новых или измененных стандартов, т.е. буквально “не отходя от кассы”. Это решение нашло единогласную поддержку.
И еще один важный аспект в рамках данного проекта – пропущенные темы и специализированная деятельность. В новом стандарте (если таковой все же доживет до релиза) оговорят по этой части такие дополнительные требования:
Пока что это даже не все дополнительные корректировки в требованиях к раскрытию информации, которые разработчики собирались обсудить. Они продолжат это делать на следующем заседании в декабре. Теперь немного проясняется, что вынудило их перенести с декабря на январь даже такое, казалось бы, не самое трудное решение как выбор формы для будущей публикации (дискуссионный документ или же сразу предварительный вариант будущего стандарта).
В этот раз IASB обсудил следующие три основные темы:
Хороший вопрос на самом деле: если организация вообще не использует МСФО, имеет ли она право, если пожелает, применять пересмотренную версию руководства по управленческой отчетности? Во-первых – да, безусловно, это делать можно. Во-вторых, если организация решает это делать, ей нужно разрешить в своей отчетности делать соответствующее официальное заявление о факте применения пересмотренной версии PS 1, даже если ее отчетность, выходит, не соответствует требованиям МСФО. 9 членов из 13 такую точку зрения разделяют.
Кроме этого, когда уже организация объявила официально о следовании требованиям PS 1 “Комментарии руководства”, в самих менеджерских комментариях она также обязана будет указать, в соответствии с какими именно основами подготовки отчетности составлена ее отчетность, если это не МСФО. Здесь уже поддержка была более однозначной: 12 членов из 13.
“Свобода от ошибки” – что это? Пересмотренный вариант Практического руководства будет оперировать понятием “точность” (“accuracy”) для описания самой ситуации отсутствия каких-либо ошибок в управленческой отчетности, причем подразумеваться будут и количественные, и качественные данные. Важно понимать, что “идеально аккуратной” во всех мыслимых аспектах информации быть необязательно. Ориентироваться предстоит на степень точности, которая будет варьироваться в зависимости от того, какого рода информация раскрывается.
Факторы, влияющие на точность информации, зависят от типа информации. Например, раскрываемые факты не должны содержать существенных ошибок – этого будет требовать понятие точности. Описания чего-либо должны быть точными – этого будет требовать то же самое понятие, которое войдет в руководство. Оценки, приближения и прогнозы должны четко называться именно так и никак иначе, и должны определяться на основе строго оговоренных процессов, опираясь на обоснованные и подтверждаемые данные. То же самое можно сказать в отношении допущений – они должны опираться на обоснованные и подтверждаемые данные. И наконец, информация о сделанных менеджерами суждениях в отношении будущих событий должна точно описывать эти суждения, и как они были сделаны.
Что касается целей раскрытия, то Совет по МСФО собирается пересмотреть общие цели раскрытий по всей управленческой отчетности и цели раскрытий по отдельным ее направлениям. Пока что решений на этот счет не принималось, однако при этом была дана отмашка к старту подготовки к написанию предварительной версии обновленного руководства. Его выход, напомним, перенесли на апрель.
Напомним, речь идет о трех “многострадальных” стандартах по, соответственно, консолидированной отчетности, совместной деятельности и раскрытию информации о долях участия в других организациях. Анализ практической эффективности (“PIR”) недавно был запущен по IFRS 9 – но почему не по этим трем, ведь планы вынашивались уже так давно? Как оказалось, Совету по МСФО предстоит еще определить охват такой проверки, прежде чем выпускать официальное приглашение поделиться информацией по данному поводу, поскольку этого требует внутренний регламент. В этом месяце, прочем, дело сдвинулось с мертвой точки: решено выпустить приглашение в декабре (этого года), с консультационным периодом продолжительностью 150 дней. Все 13 членов решение поддержали.