По материалам: IFRS
Так получилось, что в августе Совет по международным стандартам финансовой отчетности так и не заседал, даже удаленно. Это никак не связано с коронавирусом, а, скорее с традицией, ведь август - традиционное время отпусков. Зато буквально несколько дней назад встреча по итогам сразу двух месяцев все же состоялась, само собой, в режиме видеоконференции (с учетом наступающей второй волны понятно какой болезни). Основных тем в этот раз рассмотрели ровно пять:
Предлагаем также ознакомиться с материалом по соседству, посвященном итогам прошедшего чуть раньше заседания Комитета по Интерпретациям.
Проект по теме отраслей на тарифном регулировании в последний раз обсуждался довольно давно - еще в марте. В тот месяц, когда ежемесячную встречу впервые организовали в дистанционном формате, тему тарифного регулирования поставили едва ли не первой в списке, поскольку шла активная работа над написанием предварительной версии будущего стандарта. Кроме того, в ходе обсуждений удалось обсудить некоторые важные для него понятия, вроде “целевой прибыли”. Посмотрим, что нового удалось наработать за истекшие полгода.
Как оказалось, за эти полгода работа над предварительной версией будущего стандарта приблизилась к завершению, поскольку на заседании занимались в основном “подчищением хвостов”, как часто называют данный этап работы над любым стандартом. Для примера, удалось окончательно согласовать ключевые определения регулируемых активов и обязательств и регулируемого дохода на активы, которые пока не готовы к использованию. Также оговорили ориентировочную дату вступления будущего стандарта в силу и продолжительность публичных обсуждений по его предварительной версии.
Чтобы сразу иметь представление о терминологии будущего стандарта:
“Комментарии руководства” (речь идет о проекте обновления Практического руководства PS 1) удостоились очень детального внимания членов Совета по МСФО в ходе июльских обсуждений, когда были разобраны такие темы как менеджерские оценки и показатели, бизнес-модели, раскрытие информации по финансовой позиции и финансовым результатам.
Собственно, так было и в этот раз, с учетом приближающихся сроков выхода предварительного варианта (в феврале следующего года). В этот раз члены IASB обсуждали довольно-таки базовые вещи вроде того, какой статус будет иметь обновленная версия PS 1, и предварительно решили, что:
Кроме того, члены Совета по МСФО предварительно сошлись во мнении, что PS 1 должно:
Что еще, скорее всего, будут требовать от составителей управленческой отчетности в соответствии с обновленным руководством?
Кроме того, составителям управленческой отчетности нужно будет указывать дату, когда управленческая отчетность была одобрена руководством для публикации, указывать в ней существенную информацию о событиях, которые произошли уже после окончания отчетного периода, но до даты, когда управленческая отчетность получила одобрение руководства на публикацию, а также указывать лиц или организационные структуры, которые одобрили публикацию.
Уже на следующей встрече Совет может дать разрешение на начало оформления всех этих решений в виде отдельного документа - будущего варианта обновленного руководства. Правда, перед этим он еще собирается проверить, адекватно ли все, что было наработано до сих пор, покрывает темы, представляющие сегодня особый интерес для инвесторов, кредиторов и других стейкхолдеров (речь идет в первую очередь о “ESG”-факторах и нематериальных активах, включая отношения с клиентами, бизнес-партнерами и так далее).
Тема объединения бизнеса под общим контролем не поднималась на заседаниях Совета по МСФО аж с февраля. На том заседании довольно подробно были согласованы обязательные раскрытия организациями-приобретателями на случай применения первого или второго из двух основных подходов – “подхода приобретения” и “подхода предшественника”. В первом случае требования к раскрытию ничем не отличаются от требований в IFRS 3 “Объединение бизнеса”, зато раскрытия для второго случая были расписаны более подробно.
Что интересно, на февральском заседании IASB предварительно решил, что по результатам всей этой многолетней работы где-то в середине года должна выйти публикация (в форме пока что дискуссионного документа, а не предварительного стандарта - и это тоже решили в феврале). Но коронавирус внес изменения в планы, поэтому документа, как видим, нет до сих пор. Однако в этом месяце члены Совета все-таки успели согласовать продолжительность периода обсуждений для него, когда он все-таки выйдет. Согласно сегодняшним ожиданиям, это произойдет в ноябре, а комментарии можно будет направлять в течение 180 дней после этого.
Добывающие отрасли - это довольно обширный проект, который до сих пор характеризовался отсутствием систематизации накопленных знаний. В последний раз тему поднимали в июле, а перед этим - в июне. Почему так интенсивно? Все очень просто: пока что проект относится к исследовательским, но после систематизации исследовательских данных, которой IASB все последнее время занимался, весьма вероятно, что он засядет за разработку “преемника” для действующего стандарта IFRS 6 “Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов” (он, надо отметить, очень сильно нуждается в доработке, поскольку содержит лишь самые общие принципы учета и до сих пор служил скорее в качестве временного варианта).
В этот раз на заседании “подчищали хвосты” по исследованиям, которые не успели разобрать в прошлые разы - и, очевидно, продолжат пока заниматься этим, потому что никаких решений в этот раз принято так и не было. Когда с этим будет покончено, должны состояться образовательные сессии, в ходе которых станет чуть более ясно, как быть дальше с работой по этому направлению.
Сегодняшняя основная тема – арендное обязательство в сделках с продажей и обратной арендой. Она, впрочем, ранее уже понималась (в программе обсуждений Комитета по Интерпретациям), и это вопрос, который необходимо решить перед выпуском очередных корректировок к стандарту IFRS 16. Необходимо четко разобраться в ситуации, когда продавец-арендатор применяет требования стандарта для измерения актива в форме права пользования и арендного обязательства, возникающего в таких транзакциях с продажей и обратной арендой.
В этот раз Совет по МСФО предварительно принял следующие решения:
*“На дату начала аренды арендатор должен оценивать обязательство по аренде по приведенной стоимости арендных платежей, которые еще не осуществлены на эту дату. Арендные платежи необходимо дисконтировать с использованием процентной ставки, заложенной в договоре аренды, если такая ставка может быть легко определена. Если такая ставка не может быть легко определена, арендатор должен использовать ставку привлечения дополнительных заемных средств арендатором” (официальный текст стандарта на сайте Минфина России)