По материалам: IFRS
Разработчики международных стандартов финансовой отчетности провели с 14 по 16 декабря стандартные по продолжительности обсуждения актуальных тем - в отличие от предыдущего раза в ноябре, когда обсуждения продолжались целых пять рабочих дней. Тем не менее, итоги года удалось подвести, обсудив при этом целый ряд важных тем для будущих исследований и проектов технической разработки стандартов:
В этот раз участники встречи обсуждали финансовые инструменты, обладающими характеристиками условного погашения (contingent settlement provisions – оговорками в отношении погашения финансового инструмента, зависящего от неопределенных будущих событий, не находящихся под контролем ни одной из сторон – GAAP.RU), а также влияние законодательных ограничений на условия соответствующих договоров.
Совет по МСФО предварительно решил внести изменения в МСФО (IAS) 32 “Финансовые инструменты: представление” такого рода:
Что касается влияния законодательных ограничений на договорные условия по финансовым инструментам, то Совет по МСФО тут также решил внести изменения в IAS 32, которые потребуют от организаций классифицировать финансовые инструменты в качестве финансовых обязательств или же капитала, принимая в расчет прямо оговоренные в договорах условия, порождающие права или обязательства и являющиеся при этом дополнительными / более специфичными условиями по сравнению с теми, которые оговорены в национальном законодательстве. Также придется принимать в расчет условия законодательства, делающие юридически невозможной реализацию договорного права или обязательства.
На следующих встречах члены IASB продолжат обсуждать другие темы, связанные с этим проектом, среди прочего - классификацию финансовых инструментов, которая зависит от решений акционеров.
В этот раз оговорили только план дальнейших обсуждений предложений, высказанных в публикации в начале этого года, с учетом полученных откликов. План обсуждений был одобрен, а сами они начнутся на следующей встрече в январе.
Совет по МСФО продолжил начатые в прошлый раз детальные обсуждения возможного пересмотра предложений, озвученных впервые в конце 2019 года. Если в ноябре основной темой стали показатели менеджерской отчетности, то в этот раз - раскрытие необычных или нерегулярных статей доходов и расходов, а также доходы и расходы, классифицированные в инвестиционной категории.
Совет по МСФО предварительно решил в этот раз:
- Уточнить, что определение подразумевает собой возможность неоднородного характера или величины доходов и расходов, ожидаемых к получению в будущем;
- Помочь составителям отчетности с оценкой того, возникли ли однородные доходы и расходы в будущем, на основе руководств по оценке будущих транзакций и других событий в прочих стандартах МСФО;
- Разъяснить, что в анализе того, являются ли доходы и расходы однородными в сравнении с ожидаемыми будущими доходами и расходами, организация должна принимать в расчет характеристики доходов и расходов, включая базовые события или транзакции, которые их порождают.
В этот раз было предварительно решено:
- Доходы и расходы по индивидуальным активам и выбывающим группам, классифицированные как “удерживаемые для продажи”, не будут классифицироваться в инвестиционной категории;
- Доходы и расходы по объединению бизнеса не будут классифицироваться в инвестиционной категории, поскольку их источниками не являются активы, приносящие доход на индивидуальной основе и, в целом, независимо от других источников доходов в организации;
- Отрицательные доходы (например, вследствие выбора невыгодных ставок обмена валют или отрицательных процентных ставок) будут классифицироваться в той же категории, что и потенциальные положительные доходы по тому же самому активу. По аналогии, отрицательные процентные расходы по обязательствам будут классифицироваться в той же категории, что и процентные расходы со знаком “плюс”.
На одной из следующих встреч члены IASB вернутся к обсуждению проекта основных форм отчетности.
Совет по МСФО просто обсуждал отзывы, полученные на дискуссионный документ прошлого года, уделив в этот раз все внимание охвату проекта и выбору базы оценки. Никаких решений пока не принималось.
Участники декабрьской встречи продолжили активные и весьма детальные обсуждения в преддверии приближающегося выхода пересмотренного стандарта “IFRS for SMEs”. Так же как в ноябре, в этот раз они успели рассмотреть множество важных тем.
Определение бизнеса в новом “IFRS for SMEs” сделают аналогичным обновленному в октябре 2018 года определению бизнеса в стандарте IFRS 3. Для этого в новом приложении к Разделу 19 добавят руководство по применению, которое оговорит:
В соответствии с озвученными предложениями, частично также соотнесут Раздел 19 с требованиями, относящимися к затратам на приобретение бизнеса и условным вознаграждениям в IFRS 3:
Члены Совета по МСФО решили добавить требования из IFRS 3 по учету приобретений при объединении бизнесов, осуществляемом поэтапно (параграфы 41-42). Совет по МСФО, впрочем, собирается по этому вопросу еще обратиться к широкой общественности, желая знать ее мнение.
Кроме этого, в новом приложении к Разделу 19 будет добавлено еще одно руководство по новым организациям, образованным в результате объединения бизнеса, как это оговаривает параграф В18 стандарта IFRS 3, а также руководство по применению из параграфов В13-В17.
И наконец, в IASB решили оставить неизменным требование Раздела 19, гласящее, что организация оценивает неконтролирующую долю владения в объекте приобретения на основе пропорциональной доли в признанных величинах идентифицированных чистых активов объекта приобретения.
Было решено предложить изменения к Разделу 9 (“Консолидированная и отдельная финансовая отчетность”) стандарта “IFRS for SMEs”, чтобы привести его требования в соответствие с IFRS 10, в частности:
Предварительно решено обновить Раздел 15 “Инвестиции в совместную деятельность” стандарта “IFRS for SMEs”, чтобы привести его требования в частичное соответствие со стандартом IFRS 11, в частности:
Совет по МСФО предварительно решил предложить обновление к Разделу 11 “Базовые финансовые инструменты” стандарта “IFRS for SMEs”, добавив туда определение договора финансовой гарантии из IFRS 9 (параграф 4.2.1).
Кроме этого, на декабрьской встрече техперсонал получил от членов IASB распоряжение приступить к разработке модели ожидаемых кредитных убытков для Раздела 11. Ее рассмотрят на следующей встрече, вместе с требованиями по оценке выпущенных договоров финансовых гарантий.
Решено предложить изменения к стандарту МСФО для малых и средних предприятий, которые приведут его в большее соответствие со стандартами по учету:
- Определение существенного (вместе с правками к IAS 8 от сентября 2017 года),
- В рамках “Инициативы по раскрытиям”,
- Раскрытие учетных политик (вместе к обновленным в 2019 году Практическим руководством PS 2).
В ноябре 2020 года Совет по МСФО выставил на обсуждения предварительный вариант изменений к стандарту по учету аренды, IFRS 16. 29 марта этого года завершились консультации, а в мае Совет по МСФО приступил к обсуждению полученных откликов.
На декабрьском заседании IASB продолжил обсуждения, приняв ряд решений по этой теме:
Кроме этого, Совет по МСФО решил внести исправления в предложения, выставленные на обсуждения в ноябре прошлого года, в частности:
В следующий раз IASB продолжит с обсуждением переходных положений.