По материалам: IFRS
Заседание Совета по МСФО, проходившее 20-21 июля, стало особенным по двум причинам: во-первых, это первое за более чем 10 лет заседание с уже новым главой (Андреасом Баркоу), а во-вторых - пару дней спустя состоялась еще и дистанционная встреча с американскими коллегами из FASB, которые при новом руководстве, хочется надеяться, будут происходить чаще.
Не вызывает особого удивления, что первым делом Совет по МСФО стремится завершить активные проекты, запущенные еще при предыдущем руководстве, а среди таковых одним из первых приходит на ум изучение практической эффективности сразу четырех стандартов. Речь идет о IFRS 9 “Финансовые инструменты” и “пакете” из еще трех, которые идут вместе - IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 11 “Совместные соглашения” и IFRS 12 “Раскрытие информации об участии в других организациях”. Публичные консультации по последним трем завершились еще 10 мая, по первому – немного раньше, так что сегодня самое время разбирать полученные отклики. Первая фаза “PIR” (изучения практической эффективности) позади, но ко второй нужно выделить вопросы, которыми и предстоит заниматься в дальнейшем.
Совет по МСФО решил, что заниматься будет следующими темами, касающимися IFRS 9:
Следующим этапом должен быть выход уже второго обращения за информацией по вышеозначенным основным темам примерно в конце сентября, что соответствует “Фазе 2”.
По этим трем стандартам никаких решений о выделении основных тем для будущих обсуждений пока не принималось. Участники встречи обсудили полученные отклики, мнения, озвученные на публичных мероприятиях за первые пять месяцев этого года, а также последние академические исследования. На данный момент пока даже нельзя сказать, приведет ли все это к каким либо действиям. Если да, то эти решения будут рассматриваться в рамках долгосрочной рабочей программы на следующие пять лет.
Как уже сообщалось в новостях, Совет по МСФО принял решение отложить окончание консультаций по этому своему проекту, расширив консультационный период с 210 дней до невероятных 293. Теперь консультации завершатся лишь 12 января следующего года. В IASB и сами признают, что отвели необычно много времени, но это, по их словам, продиктовано исключительно характером предложений, подразумевающих очень серьезные изменения привычных в учете подходов, в результате чего может потребоваться больше времени на изучение и привыкание к изменениям.
Совет по МСФО повторно обсуждает свои предварительные взгляды на учет последующего обесценения гудвила, в частности, необходимость возврата к модели амортизации (помним, что в прошлогоднем дискуссионном документе этого весьма осторожно решено было пока не предлагать, да и то мнения разделились почти поровну).
Сегодня, впрочем, это уже озвучивается как вполне себе вероятный исход. По крайней мере, на прошедшем заседании его участники коснулись раскрытий по теме объединения бизнеса и улучшения эффективности теста на обесценение в стандарте IAS 36 “Обесценение активов”. Хотя решений пока не принималось, вполне можно ждать выхода или еще одного дискуссионного документа, или даже предварительного варианта будущего нового стандарта.
Больше всего решений в этот раз было принято именно по этому проекту. Совет по МСФО продолжил обсуждать свои предложения по требованиям к представлению и раскрытию информации в отчете о прибылях и убытках и в предварительном варианте вынес следующие решения по будущим требованиям к классификации доходов и расходов из категории финансирования в новом формате отчета о прибылях и убытках.
Совет по МСФО решил потребовать от организаций классифицировать в категории финансирования:
Организациям придется отличать первые от вторых, потому что Совет по МСФО также решил потребовать от них описаний. Транзакция, которая приводит исключительно к привлечению финансирования, подразумевает получение наличных средств, собственных инструментов капитала, или же уменьшение финансового обязательства, либо возвращение организацией наличных средств или собственных инструментов капитала. Именно на такое определение придется ориентироваться.
Не стоит забывать также о гибридных инструментах с характеристиками обязательств и встроенными деривативами. Как быть в их случае?
Кроме того, Совет по МСФО предварительно решил разработать дополнительные требования к раскрытию информации на случай, когда организация решает учитывать весь гибридный финансовый инструмент по справедливой стоимости через прибыли и убытки, в результате чего от составляющей обязательств не происходит отделения производной составляющей, как того требует в общем случае IFRS 9. Основная задача этих дополнительных раскрытий - дать пользователям отчетности понять, что перед ними случай, когда использование предусмотренного стандартом IFRS 9 исключения ведет к изменению классификации доходов и расходов.
По таким обязательствам Совет по МСФО решил, что организации будут признавать в категории финансирования нового формата отчета о прибылях и убытках процентные расходы и влияние изменений процентных ставок, если эти величины измеримы согласно требованиям стандартов МСФО.
Это решение не распространяется на обязательства рассматриваемой здесь категории (т.е. возникающие в результате транзакций не только лишь финансирования):
По этому особому виду обязательств Совет по МСФО решил разработать подход, который позволит классифицировать все доходы и расходы в составе категории финансирования отчета о прибылях и убытках.
Здесь предварительно было решено потребовать от организаций классифицировать валютные разницы в отчете о прибылях и убытках, ориентируясь на параграфы 28 и 30 IAS 21 “Влияние изменений валютных курсов”. Это значит - в тех же категориях, к которым относятся элементы, что привели к этим изменениям валютных курсов. Единственное исключение - если это сопряжено с излишними затратами или усилиями. В таком случае классификация будет идти через операционную категорию.
Это новый проект, добавленный в рабочие планы IASB буквально в конце июня. Участники встречи обсудили переходные положения и досрочное применение последних изменений к IAS 1 “Представление финансовой отчетности” (пусть слово “последние” вас не смущает – они еще не вышли, лишь планируются). Эти изменения несколько модифицируют прошлогодние поправки к IAS 1 по классификации обязательств в качестве краткосрочных или долгосрочных, в зависимости от обстоятельств, а также переносят сроки вступления в силу на 1 января 2024 года.
Члены Совета по МСФО разрешат применять последние изменения к IAS 1 на ретроспективной основе согласно IAS 8 “Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки” и при этом не оговаривать никаких дополнительных исключений для первого применения. Досрочное применение (до 1 января 2024 года) также будет разрешено.
В предварительном варианте поправки должны выйти в четвертом квартале этого года. На консультации по ним по ним решено выделить не менее 120 дней.
Аналогичная ситуация со вторым новым проектом, также добавленным в конце прошлого месяца –
Речь идет о будущих поправках к IAS 7 “Отчеты о движении денежных средств” и IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытия”. Так же как в предыдущем случае, самих изменений к стандартам еще нет, но они должны появиться в четвертом квартале. После своего одобрения организации будут применять их на ретроспективной основе согласно IAS 8, и на случай первого применения дополнительных исключений решено не вводить. Досрочное применение разрешат.
К сожалению, интересных деталей проведенных обсуждений, помимо перечня поднятых тем, не приводится. Известно лишь, что это темы, которые представляют взаимный интерес, потому что так уж получилось, что эти проекты являются на данный момент активными у обоих разработчиков. Хочется надеяться, что такая координационная работа (хоть давно уже и не имеет ничего общего с проектом конвергенции) приведет в дальнейшем более близким требованиям двух систем стандартов.
Проект IASB |
Проект FASB |
Гудвилл и обесценение |
Проект по идентифицируемым нематериальным активам и последующему измерению гудвилла |
Консультации по приоритетам будущей работы |
Аналогичные консультации по долгосрочной рабочей программе |
Финансирование каналов поставок с помощью обратного факторинга (см. выше) |
Проект по раскрытию информации о программах финансирования с использованием торговой кредиторской задолженности |