Суть последних изменений в IAS 1

IAS 1 Представление...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 24 Января 2020


Буквально в прошлую пятницу Совет по международным стандартам финансовой отчетности - как анонсировал уже давно - все-таки внес точечные изменения в первый стандарт по представлению финансовой отчетности, МСБУ (IAS) 1. Хотя требования по своей сути остались прежними, предложенные уточнения по классификации обязательств в качестве краткосрочных или же долгосрочных могут оказаться для многих очень важными. Время до официального вступления новой версии IAS 1 в силу еще есть, но ковать железо, как гласит классика, лучше “не отходя от кассы”, поэтому сегодня предлагаем в дополнение к пятничной новости разобрать все корректировки буквально по пунктам. Ориентироваться при этом, для наглядности сравнения, просим на официальную русскую версию МСБУ 1 на сайте Министерства финансов РФ.

Итак, что следует запомнить в первую очередь. Изменения IASB внес в четыре параграфа: 69, 73, 74 и 76 (все они относятся к секции, озаглавленной как “Краткосрочные обязательства”, поскольку общий принцип – классифицировать как долгосрочные обязательства все, что не относится к краткосрочным, и он по-прежнему в силе). Параграфы 72A, 75A, 76A, 76B и 139U являются совсем новыми. Последний, впрочем, лишь содержит указание на дату вступления в силу измененной версии IAS 1 - с 1 января 2022 года - с возможностью досрочного перехода и ретроспективным применением (согласно IAS 8).

Из стандарта исключен 139D (по переходным положениям). Он более неактуален, так как касался предыдущих изменений в параграфе 69 (вносились Советом по МСФО еще в апреле 2009 года в рамках ежегодных улучшений МСФО и официально вступили в силу с 1 января 2010 – они также были посвящены классификации обязательств в качестве краткосрочных).

Точечные корректировки

Как и раньше, организация относит обязательство к краткосрочным, если выполняются какие-либо из условий:

  • урегулирование его будет происходить в рамках обычного операционного цикла,
  • организация держит его у себя преимущественно в целях торговли,
  • урегулирование произойдет в течение 12 месяцев после завершения отчетного периода, или... 

Зато вот последний пункт (d) подправили. Теперь здесь не идет речи о безусловном праве в конце отчетного периода отложить выплату по обязательству еще, по меньшей мере, на 12 месяцев, и теперь здесь нет отсылки на 73-й параграф, оговаривающий классификацию обязательств в случае рефинансирования или отсрочки выплат по обязательствам в рамках кредитного соглашения. Таким образом, по-новому он теперь звучит так: “(d) у нее нет права в конце отчетного периода отсрочить урегулирование обязательства, по меньшей мере, на двенадцать месяцев после окончания отчетного периода”.

Параграф 73 отныне не накладывает условием намерение организации рефинансировать или отсрочить исполнение обязательства, по меньшей мере, на 12 месяцев, оговаривая простое наличие у нее такого права. Если же такого права у нее нет, то она “не принимает во внимание потенциальную возможность рефинансирования и классифицирует это обязательство как краткосрочное”.

Параграф 76 расширили, убрав оттуда указание на займы, классифицированные как долгосрочные обязательства. При этом в пункт (а) добавили уточнение, что речь идет о рефинансировании на долгосрочной основе обязательства, классифицированного как краткосрочное в соответствии с параграфом 72. То же самое касается исправления нарушения условий долгосрочного кредитного соглашения (п.(b)) - здесь следует ориентироваться на параграф 74 по долгосрочным кредитным соглашениям. 76(с) отныне звучит следующим образом: “предоставление кредитором льготного периода для исправления нарушения условий долгосрочного кредитного соглашения, классифицированного как краткосрочное (см. параграф 75)”. А дополнительный п.76(d) касается урегулирования обязательств, классифицированных как долгосрочные, и на этот случай в стандарт добавили новый параграф 75А, о котором чуть ниже.

Для удобства ориентирования

К параграфам 70, 71, 72А и 76А добавлены заголовки для простоты ориентирования. Для примера, поскольку именно этому посвящен 70-й параграф, он теперь снабжен подзаголовком “Обычный операционный цикл (параграф 69(а))” как указание на то, что теперь он является своего рода расшифровкой указанного пункта. По аналогии, параграф 71, благодаря добавленному подзаголовку, является расшифровкой пп. 69 (b) и 69 (c), поскольку в нем идет речь об обязательствах, удерживаемых преимущественно в целях торговли, либо погашаемых в пределах года после окончания отчетного периода.

Новые добавления

Параграф 72А является новым, к тому же его тоже снабдили подзаголовком, указывающим, что именно подразумевается под правом отложить урегулирование обязательства, по меньшей мере, на 12 месяцев. Оказывается, это право должно иметь обоснование и должно существовать в конце отчетного периода (о чем речь идет в скорректированных параграфах 73, 74 и еще одном 75-м, который остался прежним). Если это право условное, то есть зависит от выполнения организацией определенных условий, в этом случае следует говорить о существовании такого права на отсрочку только в случае выполнения этих условий организацией на конец отчетного периода. При этом не имеет никакого значения, проводит ли кредитор тестирование организации на выполнение этих условий на дату окончания отчетного периода, или же решает сделать это позднее.

Новый параграф 75А гласит, что на классификацию обязательства не влияет вероятность исполнения организацией своего права на отсрочку. В случае выполнения критериев параграфа 69 для классификации обязательства в качестве долгосрочного оно таковым и признается, даже если менеджеры организации собираются или просто планируют осуществить урегулирование в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода, или же происходит фактическое урегулирование обязательства в промежуток времени между окончанием отчетного периода и публикацией отчетности. Но во всех описанных здесь случаях организации стоит подумать, будет ли для нее существенным раскрыть информацию о времени урегулирования обязательства, чтобы пользователи ее отчетности в полной мере понимали все финансовое влияние этого. Подробнее см. пп. 17 (с) и 76(d).

76А и 76B также являются новыми (а первый к тому же со своим подзаголовком - речь идет о, собственно, урегулировании обязательств). В целях классификации обязательства в качестве краткосрочного или долгосрочного под урегулированием подразумевается передача другой стороне чего либо. Это “что-либо” может принять форму денежной суммы, экономических ресурсов, либо же собственных инструментов капитала - то самое важное уточнение на случай конвертации долга в капитал - если только при этом не действует новый 76B.

А в 76B говорится, что условия урегулирования обязательства, которые разрешают произвести его в форме передачи другой стороне собственных инструментов капитала, на самом деле не влияют на исход классификации, если в соответствии со стандартом IAS 32 “Финансовые инструменты: представление информации” организация классифицирует опцион в качестве инструмента капитала и признает его отдельно от обязательства в качестве капитальной составляющей сложного финансового инструмента.

Заключение

Как видим, ничего принципиально нового в стандарт добавлено не было, и речи об этом никогда и не шло. Многие уточнения, внесенные Советом по МСФО, могут отразиться на учетных политиках компаний на МСФО-отчетности. Даже если так, времени до января 2022 года предостаточно. Надеемся, детальное сопоставление действующих пока что и измененных формулировок поможет с подготовкой.

Теги: финансовая отчетность  IAS 1  МСБУ 1  IASB  краткосрочные обязательства  долгсрочные обязательства  МСФО  обычный операционный цикл  долгосрочное кредитное соглашение