Недавно к нам в Академию поступил запрос о проведении тренинга по МСФО (IAS) 16 «Основные средства». Клиент хотел получить информацию исключительно по учету основных средств. Поставил лимит времени – 2 часа. «Не проблема, – подумала я, – клиент всегда прав». Я вообще каждый стандарт могу рассказать за две минуты, что и делаю в обязательном порядке, когда подвожу итоги тренинга. Начали с клиентом проговаривать особенности его учета «Основных средств». В результате пришлось проводить 5 занятий по 2 часа для отработки «болевых точек».
По общему правилу согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении в текущем периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки. Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета “старых” ошибок в том периоде, в котором они выявлены. Один из таких случаев – когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.
Уже больше года весь мир проходит испытание трудностями, спровоцированными пандемией COVID-19. В ответ на них профессиональные бухгалтеры и аудиторы смогли продемонстрировать невиданную рабочую устойчивость. Но ничто не длится вечно, и мировые юрисдикции постепенно готовятся к более светлому будущему. Это, впрочем, не означает, что острота этических вопросов для представителей профессии останется позади вместе с пандемией – скорее уж наоборот.
Не закончившаяся до сих пор пандемия уже оказала и продолжает во многих юрисдикциях оказывать влияние на выполнение трудовых задач работниками организаций. Влияние это в условиях локдауна фактически всеохватывающее, распространяющееся на представителей множества отраслей экономики, различные организационные уровни и подразделения (финансы, продажи, исследования и разработки – список очень длинный). Несмотря на кризисные условия и необходимость экономии, многие организации поступили в прошедшие двенадцать с лишним месяцев очень мудро, вложившись в автоматизацию следующей эволюционной ступени развития, более известную сегодня как роботизация бизнес-процессов (robotic process automation - RPA).
На прошлой неделе Международная федерация бухгалтеров предложила разработчикам стандартов расширенной отчетности подходить к своей работе с так, как если бы речь шла о строительстве пирамиды на основе составляющих ее блоков: самые широкие требования к представлению информации – в основе, а более специфичные – наверху. Кому предстоит заниматься “верхушкой” этой пирамиды международной системы стандартов, легко понять. С одной стороны, это, конечно, Совет по международным стандартам отчетности устойчивого развития, в оригинале - International Sustainability Standards Board (ISSB), но с другой – не стоит забывать и про европейскую систему стандартов нефинансовой отчетности, которой займется рабочая группа в составе EFRAG, хоть с ней пока все и не так однозначно.
Структура и процессы управления рисками должны быть адаптированы к внутренней и внешней среде, в которой работает организация, и где стремится достичь своих целей.
23 апреля Международным советом по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора (IPSASB) были представлены на суд общественности четыре связанные между собой публикации, объединенные общей темой оценки. О первых двух мы уже рассказывали в прошлый раз. Во-первых, речь там шла о поправках к седьмой главе “Концептуальных основ”, оговаривающих “иерархию” оценки, как она представляется разработчикам. А во-вторых – о предварительном варианте нового общего стандарта по оценке, самым близким которому в системе МСФО можно было бы назвать IFRS 13 “Оценка справедливой стоимости”, только вот “аналог” в IPSAS еще более широкий и охватывает не только ее. Сегодня взглянем на еще один стандарт, который с предыдущим случаем роднит тот факт, что он также будет в системе IPSAS совсем новым – разумеется, если получит одобрение.
С постепенным снятием противоэпидемических мер во многих странах мира и открытием границ командировочные расходы снова становятся существенной статьей в отчетности многих международных организаций. Ключевой показатель этого месяца показывает, как много ресурсов тратится на финансовый процесс, связанный с их возмещением.
Организации со зрелой риск-культурой пытаются достичь согласованности в понимании терминов и определений управления рисками в бизнес-единицах посредством проведения информационных кампаний, обучения и постоянного внутреннего общения. Риск-менеджеры (эксперты) должны обсуждать управление рисками с несколькими сотрудниками, имеющими различный опыт, для оценки уровня осведомленности о целях управления рисками, различий между активным управлением рисками и кризисным управлением и уровнем их знакомства с ключевыми терминами и определениями.
Сегодня завершаем цикл статей, посвященных недавно вышедшему руководству по подтверждению достоверности расширенной внешней отчетности. В прошлый раз были рассмотрены три ключевые темы: предпосылки, доказательства, существенность искажений. Осталось рассмотреть еще три большие, но также очень важные темы: работа с качественной информацией в расширенной внешней отчетности; работа с прогнозной информацией в расширенной внешней отчетности; эффективные раскрытия в заключении по итогам проверки.