Роботизация бизнес-процессов: на что обращать внимание в первую очередь?

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 11 Мая 2021



По материалам: CFO

Не закончившаяся до сих пор пандемия уже оказала и продолжает во многих юрисдикциях оказывать влияние на выполнение трудовых задач работниками организаций. Влияние это в условиях локдауна фактически всеохватывающее, распространяющееся на представителей множества отраслей экономики, различные организационные уровни и подразделения (финансы, продажи, исследования и разработки – список очень длинный). Несмотря на кризисные условия и необходимость экономии, многие организации поступили в прошедшие двенадцать с лишним месяцев очень мудро, вложившись в автоматизацию следующей эволюционной ступени развития, более известную сегодня как роботизация бизнес-процессов (robotic process automation - RPA).

В развитых экономиках западных стран спрос на роботизацию бизнес-процессов в последние годы скакнул вверх, а самые передовые организации успели оставить позади “пилотную” стадию, и даже уже не могут называть себя “пионерами”, поскольку их примеру последовали слишком многие. Отчет по итогам проведенного в прошлом году исследования Deloitte подтверждает эволюцию бизнес-автоматизации: только лишь 13% организаций сегодня ведут свои дела с помощью традиционных программных инструментов, тогда как 78% уже используют “роботов”. Это вполне четкий сигнал, что RPA становится сегодня новой нормальностью для бизнеса.

При ознакомлении с представленными в отчете данными видно, что организации, которые пока что не инвестируют в это направление, остались меньшинстве. Двум третям участников опроса, к слову, было намного проще выдержать негативные последствия локдауна благодаря уже задействованным возможностям автоматизации, а одна треть, по крайней мере, увеличила за период пандемии инвестиции в данном направлении. И раз уж оставшимся в стороне повезло пережить пандемию коронавируса, еще есть возможность присоединиться, тем более что на протяжении следующих трех лет менеджеры организаций ожидают увеличения производительности благодаря этому на 27%, что эквивалентно 2,4 миллиона дополнительных сотрудников на полной ставке.

Что же представляет собой иерархия роботизация бизнес-процессов, если попробовать разложить ее “по полочкам”?

Роботизация решений организационных задач

Базовая основа RPA. Это направление представляет собой имитацию человеческого решения тех или иных бизнес-задач с помощью специального программного обеспечения. Для улучшения эффективности автоматизации каждому сотруднику организации требуется, как минимум, один цифровой “помощник” с искусственным интеллектом. Благодаря этому общее увеличение стоимости организации будет накапливаться через каждое задействованное для решения задач приложение.

Ответственным за роботизацию стоит рассматривать цифровую трансформацию как нечто большее, чем простое внедрение новых технологий. Это и в самом деле намного более широкий по охвату процесс, предполагающий обучение и задействование рабочей силы на всех стадиях процесса. При этом сам процесс внедрения по-прежнему центрирован на человеке, а не машине: люди принимают участие с самого старта, начиная с определения, далее проектирования и даже в иных случаях разработки новых “цифровых” сотрудников своей организации.  

“Умная автоматизация

Когда с базовой роботизацией бизнес-задач разобрались, можно переходить к расширенным возможностям RPA, а для этого необходимо распределить ее по процессам и организационным подразделениям. Использующиеся рабочие процессы придется улучшить вспомогательными инструментами и технологиями. Можно ли этого как-то избежать? Как показывают результаты все того же опроса Deloitte, 49% респондентов отметили, что в ходе роботизации им пришлось стандартизировать, иногда упрощать, а иной раз и вообще упразднять свои прошлые рабочие процессы.

Наилучший результат принесет та стратегия “умной” автоматизации, с помощью которой можно осознать потенциал роста стоимости организации с помощью широкого спектра методов процессной автоматизации. 58% организаций, принявших участие в опросе, признались, что выбрали в качестве ориентира “бережливый” (“LEAN”) подход. Это как технология производства, только та же логика применяется в отношении роботизации, благодаря чему постепенно устраняются за ненадобностью не создающие дополнительной стоимости направления деятельности.

В сочетании с базовой автоматизацией задач, эта методология уже здесь несет с собой значительные, притом мгновенно ощутимые выгоды в виде снятия рабочей силы с не приносящих значительной стоимости видов деятельности и перенаправления этих ресурсов на другие виды деятельности.

“Когнитивная автоматизация

Наконец, верхний уровень “иерархии” для тех, кто стремится вперед и готов интегрировать человеческий и искусственный интеллект, формируя рабочие супер-процессы. Здесь потребуется дальнейшее расширение спектра внедряемых технологий на облачные вычисления, ИИ, машинное обучение и специализированные инструменты, которые все вместе образуют целую экосистему и выводят автоматизацию на качественно новый уровень. “Супер-процессы” сочетают в себе рабочие элементы и ответственность множества традиционных процессов, используя современные технологии для расширения охвата на новые области знаний и технологий и улучшая процесс создания стоимости.

В течение следующих трех лет все участники проведенного Deloitte опроса собираются провести переобучение 34% своих сотрудников, поскольку их рабочие обязанности уже серьезно изменились в результате роботизации. Не стоит бояться того, что людей заменят роботы – человеку всегда найдется место в новой экосистеме, создающей неоспоримые конкурентные преимущества для большинства организаций в пост-ковидном мире.


Авторы оригинальной статьи: Скотт Шалоный (Scott Szalony), партнер Deloitte по аудиту и подтверждению достоверности, руководитель направления услуг по цифровому управлению и финансовой трансформации; Валерий Докшукин (Valeriy Dokshukin), директор Deloitte по рискам и финансовому консалтингу, руководитель консалтинга в области цифрового управления, отчетных платформ и “умной” автоматизации

Теги: RPA  роботизация бизнес-процессов  пандемия  автоматизация  локдаун  robotic process automation  Deloitte  цифровая трансформация  рабочие процессы  облачные вычисления  LEAN  “умная” автоматизации  стоимость организации  процессная автоматизация  ИИ  иск