2.5. Недостатки анализа расчётных показателей (коэффициентов)

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Глава II. Анализ финансового состояния на примере производственного предприятия.

2.5. Недостатки анализа расчётных показателей (коэффициентов).

К помощи финансового анализа прибегают четыре основные профессиональные группы субъектов:

  1. менеджеры предприятия и его финансовые работники;
  2. кредиторы, предоставляющие краткосрочные кредиты, – поставщики, банки;
  3. кредиторы, предоставляющие долгосрочные кредиты, – специалисты в области анализа кредитов, владельцы облигаций;
  4. инвесторы-аналитики, работающие на рынке ценных бумаг (специалисты по акциям и облигациям).

Лица, проводящие финансовый анализ, получают важную, достаточно подробную и полезную информацию о финансовых и экономических условиях на предприятии. Как аналитический метод он имеет свои проблемы и ограничения, которые необходимо принимать во внимание.

  1. Было бы неправильно утверждать, что тот или иной отдельно взятый показатель хороший или плохой. Например, высокий коэффициент текущей ликвидности может свидетельствовать о высоком уровне ликвидности, что является хорошим признаком, либо о слишком большом объеме наличности, что нельзя оценивать положительно, так как избыточная наличность часто представляет собой непродуктивный актив. Аналогично этому высокий коэффициент оборачиваемости основных средств может указывать на то, что фирма эффективно использует свои активы, или на то, что она недостаточно капитализирована (имеющийся в ее распоряжении оборотный капитал недостаточен) и не в состоянии приобретать новые активы.
  2. Если одни показатели создают благоприятное впечатление, а другие нельзя считать удовлетворительными, бывает затруднительно сделать окончательные выводы о деятельности фирмы. Для оценки некоторых показателей могут быть использованы статистические методы. (Ниже объясняются некоторые аналитические методы, финансового моделирования). Многие банки и прочие кредитные учреждения используют для оценки расчетных показателей фирм статистические приема и модели, после чего на основе глобального анализа данных показателей компании классифицируются с точки зрения вероятности возникновения у них финансовых проблем.
  3. Многие крупные фирмы имеют настолько широкую производственную программу, что у них могут возникнуть проблемы при формировании блока необходимых для сравнения средних отраслевых показателей. Из этого следует, что целесообразнее использовать финансовый анализ для оценки небольших фирм с узкой специализацией.
  4. На результаты анализа расчетных показателей могут влиять сезонные факты. Например в фирме, занимающейся производством продуктов, коэффициент оборачиваемости запасов, фиксирующий состояние запасов незадолго до начала сезона консервирования, будет отличаться от того же самого коэффициента, отражающего их состояние сразу же после окончания сезона. Снять данную проблему можно, используя при выведении коэффициента средние месячные показатели.
  5. Для временного улучшения своих показателей фирмами может быть применен метод «window dressing». Например, 29.12.97 г. фирма получила кредит на два года, несколько дней она сохраняла инкассированные финансовые средства в виде наличности, после чего 6.1.98 г. досрочно погасила сумму кредита. Данная операция улучшила коэффициенты текущей и срочно ликвидности и выгодно преобразовала баланс, отражающий состояние на конец 1997 г. Однако это улучшение было временным, спустя неделю баланс вернулся на прежний уровень.
  6. Одновременное использование разных экономических и бухгалтерских методик может привести к неправильным выводам. Как уже отмечалось выше, способы оценки запасов и амортизации отражаются в финансово-отчетной документации, в результате затрудняется сравнение фирм, опирающихся на разные методы учета, при этом возрастает вероятность допущения ошибки. То же самое касается и лизинга: если большая часть оборудования фирмой арендуется, ее активы могут превысить выручку, поскольку активы, полученные по лизингу (в аренду), в балансе не указываются, равно как и связанные с арендой обязательства (т.н. «off-balance sheet financing» – забалансовое финансирование), поэтому при помощи лизинга можно искусственно улучшить как показатели управления активами, так и показатели контроля и регулирования долговых отношений.
  7. Многие фирмы, особенно небольшие и средние, считают своей задачей превышение среднего уровня (медианы). Однако далеко не всегда подобное стремление оправдывает себя, гораздо более эффективно исследование показателей фирм-лидеров в данной конкретной отрасли.
  8. Инфляция вносит изменения в балансы фирм: стоимость, которая в них указывается, часто отличается от фактической, реальной стоимости. Данное несоответствие отражается как на амортизационных отчислениях, так и на стоимости запасов, а следовательно, влияет на прибыль компании. Поэтому, характеризующих деятельность одной и той же фирмы либо нескольких фирм в разные периоды.

Анализ расчетных показателей – эффективный инструмент, который можно сравнить со скальпелем в руках хирурга. Финансовый аналитик должен помнить о слабых местах анализа коэффициента и связанных с ним проблемах и учитывать их во время вынесения окончательных суждений. Он должен рассмотреть основные финансовые показатели, оценить жизнеспособность продуктов деятельности фирмы и работу ее руководства, а также изучить сеть заказчиков, условия рынка.

Анализ финансовых отчетов позволяет раскрыть характер функционирования фирмы. С помощью финансовых показателей и коэффициентов можно получить ценную информацию о коммерческом риске фирмы и отличить здоровую фирму от организации, которой угрожает потеря платежеспособности. Существуют модели, позволяющие благодаря расчетным показателям заранее спрогнозировать возможную неплатежеспособность или банкротство. К некоторым из них мы обратимся ниже.

Расчетные показатели могут быть использованы для перспективной оценки планируемых эмиссий облигаций. Финансовые коэффициенты и сведения, полученные в результате финансового анализа, широко используются агентствами, занимающимися рейтингами, при оценке платежеспособности фирм относительно готовящихся эмиссий новых облигаций, надежности долговых обязательств, конвертируемых облигаций и прочих ценны бумаг.

Автор:

 

Все статьи цикла «Глава II. Анализ финансового состояния на примере производственного предприятия»

(состоит из 12 статей)

2.1. Методика анализа финансового состояния (16 Сентября 2005)

2.2. Рабочий капитал (16 Сентября 2005)

2.3. Денежный поток (cash flow) (16 Сентября 2005)

2.4. Анализ финансовых расчетных показателей (коэффициентов) (16 Сентября 2005)

2.4.1. Показатели ликвидности (liquidity ratios) (16 Сентября 2005)

2.4.2. Показатели управления активами (asset management) (16 Сентября 2005)

2.4.3. Показатели финансовой устойчивости (16 Сентября 2005)

2.4.4. Показатели рентабельности (profitability ratios) (16 Сентября 2005)

2.4.5. Показатели рыночной стоимости акций (market value ratios) (16 Сентября 2005)

2.4.6. Показатели операционной и финансовой зависимости (16 Сентября 2005)

2.5. Недостатки анализа расчётных показателей (коэффициентов) (16 Сентября 2005)

2.6. Определение типа финансовой устойчивости (16 Сентября 2005)