50% от МСФО

Корпоративное право
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 12 июля 2016

В продолжение недавней новости. Мы спросили экспертов, как они относятся к идее обязательных отчислений госкомпаниями в качестве дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО и в этот раз именно по МСФО, причем в целях выполнения этой нормы компаниям может потребоваться выплачивать даже из нераспределенной прибыли прошлых лет? Мы также задались вопросом, имеет ли вообще смысл закреплять это в законодательстве, если на данный момент “50%” уже вроде бы закреплены (либо от чистой прибыли по РСБУ, либо от чистой прибыли по МСФО), но госкомпании, как известно, все равно писали обращения, ссылались на масштабные инвестиционные проекты, и им регуляторы разрешили в этом году норму не выполнять? Положим, пропишет Минфин 50% от МСФО – и что, все равно пойдут обращения с просьбой освободить их от этого предписания, тогда где же смысл?

Рафаэль Аревян, специалист доверительного управления компании “Инстант-Инвест”:

Я бы назвал это еще одним шагом в сторону прогресса на рынке ценных бумаг. В первую очередь инвесторам акции интересны как инструмент получения прав на управление компанией и получения части прибыли в определенной доле. И покупая акции, инвестору должна быть понятна и прозрачна дивидендная политика общества. Исходя из анализа отчетностей и балансов компании, инвестор может принять решение, а нужны ему эти акции вообще или нет. На мой взгляд, хороший жест со стороны Минфина - жестко закрепить стандарт отчетности на уровне международного, чтобы компании отражали более приближенную к действительности прибыль, и жестко зафиксировать процент для более справедливой оценки стоимости акций.

Считаю это скорее положительной мерой, нежели отрицательной. На данный момент распоряжение об этом уже подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 18 апреля этого года. Дискутировать о том, имеет ли это смысл или нет, трудно, потому что ответ на этот вопрос у правительства, миноритариев и у самих компаний может быть разный. Я думаю, что, возможно, проблему с затратами на инвестпроекты можно было бы решить с помощью государственного целевого кредита с последующим контролем расходования средств. То есть платят все одинаково, но если нужны деньги на проекты - приходите, берите кредит.

Все просьбы будут рассматриваться в частном порядке, как, например, с “Роснефтегазом”, для которого по решению президента Владимира Путина сохранится норма в 25%. А глобально это одна из наименее болезненных мер по “борьбе” с дефицитом бюджета.

Ленар Хафизов, вице-президент Smart Consulting Group (SCG):

Инициатива Минфина вступает в противоречие с текущими макроэкономическими тенденциями. Выплата значительной части прибыли оправдана в условиях наличия дешевого заемного капитала, как, например, в США и Европе, и отсутствия необходимости значительных капитальных расходов. Ни то, ни другое условие неприменимо в настоящее время к российской экономике. Если цель Минфина заключается в пополнении бюджета, то в данном случае более выгодно будет создать стимулы для инвестиций, которые дадут мультипликативный эффект в части налоговых поступлений. С точки зрения краткосрочных целей более активная кампания по приватизации госкомпаний позволит решить задачу пополнения госбюджета, при этом оставит компании с необходимыми финансовыми ресурсами для инвестиционной активности.

Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade:

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Этот удивительно точный факт отмечал еще М.Е Салтыков-Щедрин. Но от этого никогда в России законодатель не отказывался от принятия жестких норм. И сейчас Минфин лоббирует именно законодательное закрепление обязанности выплат 50% чистой прибыли по МСФО госкомпаний в дивиденды. Ведь пока норма прописана не в Законе, а в распоряжениях Правительства. И это дает возможность поблажек и отмены требований именно на уровне Правительства, исполнительной власти.

Бюджет страдает от такой практики, как и миноритарные акционеры госкорпораций, недополучая доходы. Но если установить данные условия Законом, то возможности ухода от его предписаний резко сократятся, простой резолюцией на письме их не отменишь. По крайней мере, можно будет оспорить это в суде даже владельцу небольшого пакета бумаг. Поэтому считаем, что законодательная инициатива Минфина достаточно целесообразна с позиций и наполнения бюджета, и защиты прав мелких акционеров.

Есть и другой юридический вопрос. Трактовка прибыли по МСФО и РСБУ и использование нераспределенной прибыли прошлых лет на дивиденды текущего года действительно может вызывать различия в толковании и финансово-правовые споры. Поэтому при принятии предлагаемых Минфином норм есть смысл уточнить и положения Закона “Об акционерных обществах”. Привести и их в соответствие c предлагаемыми нововведениями. В частности, экономическая логика говорит о том, что если прошлая прибыль не распределена, то есть акционеры не выразили волю о ее использовании, то она может поступить в их распоряжение в следующем году в виде дивидендов.

В конце концов, установление Законом порядка выплат дивидендов госкомпаний поднимет стоимость их акций и позволит тем самым привлекать с финансовых рынков средства на развитие и инвестпроекты, необходимость которых сейчас выступает как повод для поблажек для сохранения прибыли внутри компаний.

Одним словом, если не принять указанных инициатив, то сохранится возможность той самой необязательности исполнения, о которой так метко и на десятилетия вперед сказал Салтыков-Щедрин…

Юлия Фуфаева, ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров КСК групп:

Бюджету настолько нужны деньги, что начинается игра с правилами определения базы для исчисления дивидендов от госкомпаний – 50% с чистой прибыли по МСФО или с чистой прибыли по РСБУ. И менять сильно для этого ничего не нужно – всего лишь внести уточнения, по какой отчетности считать эти 50%.

Не смогли бы Газпром и остальные госкомпании договориться с государством о выплате дивидендов за 2015 г. из прибыли по РСБУ, оправдывая данное снижение большими инвестиционными затратами - заплатили бы в 1,5-2 раза больше. А вот как дело пойдет в следующем году, и позволят ли госкомпаниям снова заплатить дивиденды по минимуму – это еще вопрос. Ведь часто Правительство РФ ведет себя как хозяин своего слова: захотел - дал слово, захотел - забрал обратно. А готовый инструмент для такого пополнения бюджета в большем размере – принятый законопроект по исчислению дивидендов с прибыли по МСФО - уже будет.
Теги: МСФО  чистая прибыль по РСБУ  чистая прибыль по МСФО  обязательные отчисления  дивиденды  нераспределенная прибыль прошлых лет  дивидендная политика  стандарт отчетности  затраты на инвестпроекты  дефицит бюджета  дешевый заемный капитал  капитальные расх