По материалам: Benzinga
Спекуляции лежат в сердце криптовалютного рынка. Спекулятивная игра время от времени ведется с ценами любых активов, но самым устойчивым криптовалютам удавалось выживать до сих пор только благодаря спекуляциям на ожиданиях относительно их роста.
Безусловно, данный фактор также стоит за высокой волатильностью криптовалютного рынка. Из-за этого новые технологии блокчейн или умных контрактов оказываются переоцененными, в то время как участники рынка пытаются разобраться, что именно для них значат криптовактивы – все это приводит к чередованию резких взлетов и падений, так хорошо знакомых трейдерам.
Вряд ли следующий год “успокоит” рынок криптовалют, однако он точно принесет с собой ряд важных перемен, которые помогут криптоактивам “повзрослеть” и со временем – кто знает – даже сформировать ядро финансовой системы будущего. Вот пять наиболее важных для мира криптовалют событий и трендов, которые будут, по мнению авторов статьи, определять развитие рынка в следующем году.
“Халвинг”
Халвинг биткоина в мае следующего года – пожалуй, самое очевидное среди неизбежных и самое неизбежное среди очевидных событие, которое сократит размер биткоинового вознаграждения за добавление каждого нового блока ровно в два раза, с 12,5 до 6,25 BTC. Звучит драматически, но это уже случалось дважды.
Создатель биткоина Сатоши Накамото предусмотрел “уполовинивание” через каждые 210 тыс. добавленных блоков. Это дает халвинг приблизительно раз в четыре года. Как пишет Forklog, примерно в 2140 году эмиссия биткоина должна окончательно завершиться. Что касается халвингов, то первый из них случился 28 ноября 2012 года, а второй - 9 июля 2016 г. Если изначально майнеры получали 50 BTC за каждый новый блок сети блокчейн, то потом их вознаграждение упало до 25 BTC, затем до 12,5 BTC – GAAP.RU
Время, предшествующее халвингу, характеризуется довольно любопытными поведениями ценовых котировок. Например, в 2012 году биткоин взлетел с менее чем $10 до более чем $100, а в 2016 году криптовалюта удвоила свои позиции с $400 до более чем $800 к концу года.
В преддверии нового халвинга 2020 года трейдеры уже ожидают аналогичного роста цены, продиктованного сокращением предложения, но нельзя при этом забывать и о стороне спроса, который также влияет на цену. “Уполовинивание” означает, что майнинг становится менее прибыльным делом – значит, и менее привлекательным для майнеров. Новая равновесная цена на биткоин будет определяться на основе этих двух факторов.
Впрочем, многие эксперты рекомендуют смотреть не столько на это, сколько на ожидания участников, которые на рынке криптовалют имеют едва ли не основное значение. “Есть агрументы за и против роста цены, но главный аргумент против – это то, что большая часть людей его ожидает. Все, что я знаю наверняка – это что будет очень большая волатильность в результате спекуляций”, - говорит Алекс Линденмейер (Alex Lindenmeyer), “ветеран” криптовалютной индустрии и сооснователь компании-производителя программного обеспечения Accointing.
Халвинг – это такой “защитный механизм” для стабилизации предложения по мере приближения рынка к насыщению. Без этого с определенного момента майнинг биткоинов мог бы вообще остановиться, а сами биткоины – стать более редкими, чем золото. Либо сам Сатоши Накамото мог бы вмешаться и создать больше биткоинов. Либо их стоимость могла бы постепенно снижаться на фоне появления более практичных криптовалют типа Bitcoin Cash – “форка” (разветвления) биткоина, случившегося 1 августа 2017 года. Вариантов развития событий много. Однако самой первой в мировой истории криптовалюте еще только предстоит определить, в какой мере на ее стоимость влияет ее доступность.
Приход Libra
Libra, будущая криптовалюта от Facebook, стала очень активно обсуждаемой темой новостей в этом году, сразу после своего анонса. Ее в любом случае не стоит ждать раньше лета 2020 года, когда (точнее, если) Facebook удастся разрешить все претензии со стороны регуляторов. И в любом случае вокруг нового стейблкоина (так называются криптовалюты, привязанные к обычным валютам, что обеспечивает им чуть больше стабильности – GAAP.RU) сохраняется очень много неопределенностей. Отчасти их источником служат усилия заинтересованных сторон - MasterCard, eBay и Paypal, которые в приходе на рынок нового инструмента расчетов, понятно, не заинтересованы.
У Libra потенциальная база пользователей составляет около 170 млн. в одних только США. Многие пользователи социальной сети, возможно, прежде никогда даже криптовалют в руках не держали (образно говоря, конечно – никто не держал), и тут вдруг они начнут расплачиваться за услуги, например, водителей Uber простым приложением.
По мнению Алекса Линденмейера, если у Libra все-таки получится, это станет очень значительным шагом к “легализации” криптовалют. “Стейблкоины очень важны… Для их внедрения важна способность быстро переключаться между накоплением стоимости и стабильной валютой, которую можно использовать ежедневно. Более того, Libra расширит осознание того факта, что деньги вовсе необязательно идут от государства. Дебаты вокруг Libra в этом году сами по себе заставили людей задуматься о криптовалютах”.
В зависимости от того, насколько приживется эта новая модель, и как будут давить регуляторы, Libra может в следующем году стать поворотным пунктом, после которого начнется эпоха криптовалют как “мейнстрима”, поскольку за FB наверняка ринутся в открытую нишу многие другие технологические и финансовые компании.
Вмешательство Федерального резервного банка
Повышенное внимание правительства в этом году стало тем логическим куском мозаики, которого до сих пор недоставало. 2019 год стал подтверждением постепенного осознания со стороны регулирующих органов многих стран мира, что криптовалюты и технологии в целом постепенно становятся составным элементом современного общества. В США налоговая служба IRS не так давно выпустила руководство по отражению транзакций с криптовалютами в налоговой отчетности, а центральный банк этой страны рассматривает потенциал цифрового аналога “зеленому” доллару. Теперь, когда в качестве полноценных игроков на этом поле успели заявить о себе крупнейшие в мире технологические компании (Facebook, Telegram), можно ожидать лишь усиления внимания со стороны федеральных и региональных властей, хорошо это или нет.
Вероятное появление новых дополнительных руководств и правил регулирования Алекс Линденмейер видит скорее в положительном ключе: по его мнению, налоговые правила в целом не столь уж сильно заточены против криптоактивов. Скорее они прогрессивны, что можно видеть на примере таких стран как Сингапур, Швейцария и Португалия: там официальная политика до сих пор не определена, но правительство просто хочет, чтобы с криптовалют платили налоги. Эксперт лишь надеется, что в следующем году регуляторы представят больше четких руководств относительно того, что именно понимается официально под “эйр-дропом”, “хард-форком” и так далее.
Но не стоит при этом забывать и про страны с очень жестким запретительным подходом к регулированию, такие как Китай – их влияние может доставить рынку цифровых активов немало хлопот.
Консолидация рынка
Нестабильность как таковая присуща рынку криптовалют, она воспринимается как необходимость. Иначе почему, несмотря на падение цены биткоина в 2018, число криптовалют уже в этом году скакнуло свыше 2300 (недавние статистические данные CoinMarketCap)? Правда, чуть менее трети всех валют существуют практически номинально и торгуются в объемах, не превышающих $100 тысяч в день, и при этом более одной трети стоят меньше десятой части пенни. Иначе говоря, никогда еще в мире не было так много криптовалют, но их общая рыночная капитализация на протяжении всего этого года выравнивалась.
Источник: CoinMarketCap
В свете озвученных техногигантами планов на эмиссию новых цифровых валют интерес к этому рынку со стороны представителей финансовой отрасли может привести к росту капитализации в 2020 году, только все равно это вряд ли коснется очень небольших криптовалют. Более того, рост внимания со стороны регуляторов и усиление требований, скорее всего, прогонит с рынка тех, кто пытается по-быстрому сорвать куш на небольших проектах. Как бы то ни было, сейчас криптовалютный рынок достиг насыщения, поэтому дальнейшего роста числа токенов в следующем году ждать не стоит.
“Крипто” и финансово-технологические компании
Через все вышеперечисленные тренды “красной ниточкой” проходит растущая “мейнстримовость” криптовалют, которые из теоретической области все сильнее вторгаются в практическую. Для эмитентов той же Libra основная задача сейчас даже не в том, чтобы объяснить, почему она скоро будет очень ценной и необходимой, но в том, чтобы фактически сделать ее ценной и необходимой – причем прямо сейчас.
Остается много технических вопросов, начиная с внедрения обработки транзакций на огромном множестве реестров и заканчивая регулированием анонимных транзакций. В какой-то мере часть из них решит консолидация отрасли и дальнейшие работы над повышением функциональной совместимости кошельков и реестров. Но ответы на большинство вопросов, скорее всего, будут давать те, кто попробуют первыми, а стать таковыми активнее всего изъявляют желание финансово-технологические компании.
Рассказывая о том, как он основал в свое время Accointing, Алекс Линденмейер говорит: “Честно говоря, ответ довольно прост: в этом ощущалась потребность, а действующие инструменты нас этим не обеспечивали. Крипто-экосистема нуждалась в платформе, которая могла бы стать бэкенд-системой для инвесторов: мониторинг, управление и налоги в одном флаконе”.
Потребность в инновациях является очевидным трендом на большей части криптовалютного рынка. К выпуску Libra примкнули люди, сами являющиеся выходцами из финансово-технологических компаний. А такие “единороги” как Plaid и Chime достигли своей стоимости в очень значительной степени благодаря инвестициям компаний из финансовой отрасли – например, Visa Inc. и Goldman Sachs – которые, с одной стороны, испытывают колоссальное любопытство по поводу новых технологий, но с другой – не меньший ужас от неопределенности вокруг них.
Подводя итоги, можно сказать, что следующий год станет для криптовалют переломным. Это будет “пан или пропал” – и они либо прочно войдут в массовый оборот, либо начнут постепенно исчезать.