5. Косвенная оценка (рейтингование) закрытых компаний

Оценка бизнеса

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

5.Косвенная оценка (рейтингование) закрытых компаний.

5.1. Закрытыми компаниями, согласно мировой практике, чаще всего являются предприятия малого и среднего бизнеса. В российской практике к ним могут относиться также предприятия, вновь учрежденные после 1992 года (все ранее существовавшие крупные предприятия с числом занятых на то время более 500 чел., проходившие приватизацию после 1992 года, в соответствие с тогда действовавшим законодательством преобразовывались в приватизировавшиеся открытые акционерные общества), которые за эти годы стали крупными фирмами, опираясь исключительно на возможности самофинансирования своего развития и на заемное финансирование. Таких предприятий не может насчитываться много.

5.2. Применительно к закрытым компаниям описанного типа косвенная оценка их эффективности (платежеспособности и надежности в качестве контрагентов), а также их рейтингование, могут осуществляться на основе:

  • определения величины уставного капитала рассматриваемого предприятия в сравнении с уже имеющимися обязательствами компании;
  • информации об участии этих фирм в престижных выставках и ярмарках (особенно международных, с учетом их представительности);
  • сведений об участии их в конкурсах и тендерах (особенно закрытых, куда приглашаются избранные предприятия) по поводу крупных заказов престижных заказчиков;
  • фактов выигрыша заказов на указанных выставках, ярмарках, конкурсах и тендеров;
  • свидетельств успешного выполнения заказов, полученных в результате победы на названных выше выставках, ярмарках, конкурсах и тендерах;
  • наличия референций (документально подтвержденных и разрешенных для оглашения отзывов) об успешно выполненных заказах, полученных по прямым связям с престижными заказчиками;
  • степени готовности предприятий добровольно предоставлять по требованию контрагентов информацию о своем финансовом состоянии (налоговые декларации, балансовые отчеты и пр.), а также свои действующие уставные документы;
  • наличие у предприятия сертификатов на стандарты серии ISO-9000, удостоверяющих соответствие производственных процессов и системы управления качеством в компании мировым стандартам (прохождение сертификации на стандарты серии ISO-9000 стоит значительных средств и сам факт их выделения на эти цели служит свидетельством основательности рассматриваемого предприятия;
  • сведений об учредителях (пайщиках) рассматриваемой фирмы, если они разглашаются;
  • более или менее (при соответствующих градациях) свободно предоставляемой самим предприятием информации о его уставе и прочих регистрационных документах;
  • использовании принятых во внешней торговле специальных приемов проверки платежеспособности и дееспособности предприятия, которые обойдутся в определенные затраты, меньшие, однако, чем возможные потери от вступления во взаимодействие с сомнительным контрагентом.

5.3. Уставный капитал предприятия не должен превышать 25 % обязательств фирмы-учредителя.

Если уставный капитал меньше 25 % обязательств предприятия-учредителя (холдинговой компании, инвестиционной компании), то рассматриваемое предприятие является рискованным партнером по крупным сделкам, так как тогда возникает вероятность, что при невыполнении обязательств по этой сделке совладельцы компании не будут отвечать по обязательствам компании.

Последнее особенно существенно для фирм с юридической формой общества с ограниченной ответственностью (пайщиков по обязательствам компании).

5.4. Выставление рейтинга закрытой компании в зависимости от ее участия в престижных выставках и ярмарках (особенно международных, с учетом их представительности) зависит от того, в каких выставках и ярмарках компания принимала участие.

Рейтинг компании при этом напрямую зависит от рейтинга соответствующих выставок и ярмарок. Чем более престижны последние, тем выше должен оказываться рейтинг компании-участника.

Выставки и ярмарки в международной практике обычно классифицируются по пяти категориям: A, B, C, D, E (всемирные – A, международные межрегиональные – B, международные региональные – C, национальные – D, национальные региональные – E).

Соответственно, фирмы-участники этих выставок и ярмарок могут также классифицироваться на категории A, B, C, D и E.

Чем выше категория фирмы-участника соответствующих выставок или ярмарок, тем тогда больше эффективность (надежность, платежеспособность) рассматриваемой закрытой компании.

5.5. Прочие перечисленные выше и иные косвенные критерии надежности закрытых компаний должны применяться в зависимости от обстоятельств и потребности проверить отдельные аспекты надежности потенциального контрагента.

Автор: