6 полезных подходов к оценке бизнеса

Оценка бизнеса
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 10 Декабря 2018

Автор оригинальной статьи: Гектор Гарсия (Hector Garcia), владелец/тренер Quick Bookkeeping LLC

По материалам: Accounting Web


При прочих равных, профессиональным бухгалтерам, вероятнее всего, понадобится четкое руководство на случай, если их клиенты захотят получить информацию о стоимости бизнеса. Откровенно говоря, если вы оказываете услуги по оценке бизнеса, то знаете: точный ответ затруднителен хотя бы по той причине, что 90% оценки приходит из количественных факторов, а не просто цифр. Многие бухгалтеры могут считать, что стоимость компании базируется только на балансовой стоимости бизнеса – и сильно ошибаться.

Предположим, вы владеете компанией в сфере профессиональных услуг. Что если вы зададитесь задачей определить цену своим услугам в области налогового консалтинга и комплайенса – столько они могут стоить? Оценить непросто, так как ответ будет основываться на шести различных показателях:

  1. Балансовая стоимость, или общая величина в той части балансового отчета, где указывается капитал
  2. Справедливая рыночная стоимость: начинаем с балансовой стоимости, а затем добавляем или вычитаем справедливую рыночную стоимость всех активов и обязательств на балансе
  3. Ликвидационная стоимость: начинаем с балансовой стоимости, а затем добавляем или вычитаем стоимость, которые получим в ситуации “экстренной” продажи компании с использованием тех же механизмов, что в случае закрытия или банкротства
  4. Рыночная капитализация: справедливая рыночная стоимость всех находящихся в обращении акций компании во владении инвесторов
  5. “Устойчивая”, или стоимость функционирующего предприятия: это та цена, которую готова заплатить третья сторона (независимый инвестор) за ваш бизнес в случае смены владельца. Иногда называется гудвиллом
  6. Синергетическая стоимость: это уже что-то из области абстрактного мышления категории “1+1=3”. По сути своей, это стоимость для покупателя бизнеса, но дополнительную стоимость создает потенциал объединения усилий двух разных команд, активов, технологий и бизнес-стратегий

Идем глубже

В синергетической стоимости есть потенциал для увеличения, поскольку покупатель способен консолидировать операционные расходы нового, объединенного бизнеса, в текущую инфраструктуру, сохраняя одновременно общую прибыль и продажи на, как минимум, прежнем уровне. Кроме этого, стоит заметить, что синергетическая стоимость – это в значительной степени про интуицию, а не цифры.

Вот прекрасный пример: Facebook покупает Instagram. Прекрасен он тем, что ни одна финансовая модель не признает такую сделку обоснованной. Однако здесь либо Facebook ставит на то, что две технологии смогут лучше работать “под одной крышей”, либо покупка осуществляется в целях защиты собственных активов и как страховка против оттока пользователей из самой известной в мире соцсети только лишь в Instagram.

Стоимость функционирующего предприятия – не часто использующийся термин, но она точно самая субъективная из всех шести. Балансовая, справедливая рыночная, ликвидационная стоимости и рыночная капитализация – все основаны на балансовых методах, и их можно рассчитать количественно, поэтому в теории любой бухгалтер и/или оценщик с первыми четырьмя справится сам. Но не со стоимостью функционирующего предприятия, которая предполагает, что некий гудвилл добавляется к рыночной стоимости активов, а гудвилл субъективен на 100%.

11 компонент стоимости бизнеса

Тогда впору задать следующий, более удачный вопрос: “Как будет потенциальный будущий владелец оценивать мой бизнес?” Ответ на него можно отыскать на основе анализа тех факторов, которые влияют на долгосрочную устойчивость компании, что предполагает допущение о том, что бизнес сохранит свою платежеспособность, а также приняв во внимание скорость роста. Эти 11 факторов следующие:

  1. Нераспределенная прибыль: обычно представляет собой прибыли за прошлые периоды, которые накапливаются и остаются в бизнесе (то есть не распределяются), будучи при этом свободными от долговых и прочих нагрузок. Самое важное здесь значение имеет потенциал роста дохода, поскольку именно он определяет большую часть этой стоимости. Однако само прогнозирование роста дохода основано на 10 других компонентах стоимости бизнеса, которые уже более субъективны
  2. Генерирующие доход активы: самый подходящий пример для иллюстрации здесь – недвижимость, но есть и другие виды активов, которые приносят постоянный доход, требуя при этом минимальных усилий на поддержание себя в функциональном состоянии
  3. Инфраструктура: материальные активы, системы и/или технологии, обеспечивающие любую компанию необходимой платформой для обслуживания клиентов и генерирования дохода. Прекрасным примером этого может служить сайт Amazon в интернете
  4. Клиентская база: список прошлых клиентов, которые с большой вероятностью купят у вас снова, либо список постоянно приобретающих ваши товары или услуги клиентов. Также это могут быть стандартные договора, с большой вероятностью гарантирующие определенный доход/продажи в будущем
  5. Кредитоспособность: насколько вам доверяют банки, инвесторы и частные кредиторы. Отношения с поставщиками, кредитные лимиты и кредитные условия также вносят суда значительный вклад
  6. Бренд: признание того, чем занимается ваша компания, со стороны действующих и потенциальных клиентов. Можно подумать о бренде как о том, с чем в первую очередь ассоциируется ваша компания и ваши продукты у клиентов, до того как они фактически их приобретут. Качество продуктов и услуг также являются важной его составляющей
  7. Интеллектуальная собственность: база знаний о внутренних процедурах, процессах и ноу-хау, уникальных для вашего бизнеса
  8. Таланты сотрудников: те навыки работающих у вас людей, которыми не обладает в краткосрочном периоде каждый приходящий в ваш коллектив “новичок”. Корпоративная культура, лидерство, тренинг и продвижение, удержание сотрудников – все это также важные составляющие этой категории, поскольку влияют на обслуживание клиентов и качество производимых товаров/услуг
  9. Месторасположение: не просто физическое нахождение (которое, безусловно, очень важно для ритейлеров и любого бизнеса, ориентированного на персональное обслуживание большого количества людей), но это также и присутствие в сети, посещаемость вашего корпоративного сайта и позиции в веб-поисковиках. Также очень важны каналы распределения
  10. Нематериальные права: у некоторых компаний имеются в наличии лицензии, разрешения, договора, торговые марки и прочие уникальные способы создать барьеры для входа на рынок других конкурентов. Юридические соглашения о неконкурировании также имеют здесь большую ценность
  11. Социальные платформы: коммуникационные платформы, которые получает компания в довесок к своей клиентской базе, социальных медиа, другие связанные друг с другом люди, которых можно назвать “последователями”. Они, однако, необязательно походят из ваших фактических клиентов, но являются частью незримой сети потенциальных клиентов, работающих на вашу компанию в роли “сарафанного радио”

Заключение

Сложение материальной стоимости и потенциальной (нематериальной стоимости) поможет вам как владельцу бизнеса понять, на чем базируется общая его стоимость. Оказываете ли вы консультационные, бухгалтерские или налоговые услуги, с помощью этого у вас всегда будет готовый ответ на ключевой вопрос.


Теги: оценка бизнеса  профессиональные бухгалтеры  стоимость компании  балансовая стоимость  профессиональные услуги  налоговый консалтинг  справедливая стоимость  рыночная стоимость  ликвидационная стоимость  рыночная капитализация  стоимость функционирующего