6 шагов к эффективному управлению капиталом компании

Оценка бизнеса

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

6 шагов к эффективному управлению капиталом компании

По исследованиям Price Waterhouse-Coopers, приоритетом номер один для финансовых менеджеров является максимизация стоимости компании для акционеров. Собственники и инвесторы должны быть уверены в успешной реализации стратегии и создании добавленной стоимости бизнеса.
Сегодня многих финансовых менеджеров интересует вопрос технологии расчета добавленной стоимости предприятия, а именно: каким показателем она измеряется.

Традиционно показатель прибыли является первичным при анализе успехов деятельности компании. Однако ни для кого не секрет, что бухгалтерская информация основана на решениях, принятых руководством и задекларированных в Учетной политике предприятия. На практике редко встречается одинаковая Учетная политика, так как любой бизнес является уникальным. Именно поэтому по показателю прибыли достаточно сложно оценить перспективы развития предприятия.

В ежегодных отчетах западных компаний практически всегда встречается показатель с интересным названием EVA. В переводе с английского языка EVA означает экономическая добавленная стоимость. Она является своеобразным индикатором качества управленческих решений. Постоянная положительная величина показателя EVA свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная – о ее снижении.

В основе данных расчетов заложен принцип превышения операционного дохода над средневзвешенной стоимостью капитала. Для понимания этого принципа рассмотрим простой пример. Предположим, у Алексея Иванова есть 10 тыс. грн., которые он хочет эффективно использовать.

Альтернатива № 1 – положить данные средства на депозит под 14 % годовых. Однако Алексей оценивает свой капитал в 20 % годовых и рассматривает альтернативу № 2 – открытие хлебного киоска. По данным финансовых отчетов о деятельности хлебного киоска за год, Алексей получил 2 130 грн. чистой прибыли, а его планы составляли 20 % от 10 тыс. грн., или 2 тыс. грн. Простые арифметические вычисления позволяют определить, что экономическая добавленная стоимость бизнеса Алексея Иванова составила 130 грн., положительная величина которой свидетельствует о росте стоимости его компании.

Ниже представлена формула для расчета данного показателя.

EVA = EBIT (1-T) – WACC x C, (1)
где EVA – экономическая добавленная стоимость;
EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
C – величина капитала;
T – ставка налогообложения дохода;
WACC – средневзвешенная стоимость капитала.

Показатель прибыли до уплаты налогов и процентов берется из «Отчета о финансовых результатах».

Величина используемого капитала отражена в Пассиве баланса, она включает в себя собственные и заемные средства.

Ставка налога на прибыль на сегодняшний день составляет 30 %.

Средневзвешенная стоимость капитала (2) – это средняя стоимость собственного и заемного капитала, взвешенная по их доле в общей структуре капитала.

WACC = Wd х Cd х (1-T) ++ Wp х Cp+We х Ce, (2)
где Wd, Wp, We – соответственно доли заемных средств, привилегированных акций, собственного капитала (обыкновенных акций и нераспределенной прибыли);
Cd, Cp, Ce – стоимости соответствующих частей капитала;
T – ставка налога на прибыль.

Предположим, что капитал компании состоит из 800 тыс. грн. собственных средств, стоимость которых собственники оценивают в 20 % годовых, и 200 тыс. грн. заемных средств, которые были привлечены для кредитования долгосрочного проекта под 24 % годовых. Общая сумма капитала составляет 1 млн грн., из которых 80 % приходится на собственные средства и 20 % – на заемные. Проценты по банковским кредитам относятся на валовые расходы предприятия, что приводит к снижению налога на прибыль и уменьшению средневзвешенной стоимости капитала, расчет которой представлен ниже:

WACC= 0,2 х 24 х (1 -0,3) + 0,8 х 20 = 3,36+16 = 19,36%.

Средневзвешенная стоимость капитала данной компании составляет 19,36 %. Иными словами, если рентабельность капитала выше указанной цифры, то стоимость бизнеса возрастает, в противном случае – снижается.

В чем же заключаются преимущества концепции EVA?

Дело в том, что показатель EVA достаточно практичный, его легко объяснить нефинансовым менеджерам и рядовым работникам на примере ежедневных операций. В результате этого каждый человек в компании начинает понимать, что деньги, замороженные в запасах и дебиторской задолженности, не являются бесплатными, и затраты, связанные с их использованием, лягут на ваше же подразделение. Многие западные компании используют показатель EVA при разработке системы мотивации. Вследствие ее внедрения менеджеры становятся заинтересованными не только в краткосрочных результатах, но и в долгосрочном процветании бизнеса, что является заветной мечтой любого инвестора.

Применение данной модели совместно с анализом затрат по местам их возникновения (АВС-костинг) позволяет оптимизировать затраты и ассортимент выпускаемой продукции, а самое главное – связать стратегические цели собственника (инвестора) с операционным управлением предприятием.

Практический пример внедрения модели EVA-АВС

Ниже представлены основные этапы внедрения модели EVA-АВС на одном из масложиркомбинатов Украины с целью принятия решения об инвестициях в данный объект.

  • Шаг 1. Анализ финансовой информации компании

На этом этапе проводится анализ отчета о финансовых результатах и баланса компании с целью определения прибыли до уплаты налогов и процентов и изучения структуры капитала (табл. 1, 2). Для более глубокого исследования и получения корректных результатов необходимо использовать данные управленческого учета, так как зачастую финансовая отчетность предприятий Украины искажает реальное положение.

Таблица 1
Отчет о финансовых результатах масложиркомбината «Солнышко»

Показатель Сумма, тыс. грн.
Чистая выручка 44575,4
Себестоимость реализованной продукции 38406
Валовая прибыль 6169,4
Административные расходы 1681,4
Расходы на сбыт 702,2
Прочие операционные расходы 689,8
Прибыль до уплаты налога и процентов (EBIT) 3096
Финансовые расходы 119,7
Прибыль до уплаты налога 2976,3
Налог на прибыль (30%) 892,9

Таблица 2
Баланс масложиркомбината «Солнышко»

Активы Тыс. грн. Пассивы Тыс. грн.
Необоротные активы 15711,2 Собственный капитал 18366,9
Текущие активы 3923,3 Долгосрочные обязательства 0
Запасы 2708,15 Текущие обязательства 1267,6
Дебиторская задолженность 1205,45 Kраткосрочные кредиты 598,5
Денежные средства 9,7 Kредиторская задолженность 669,1
Баланс 19634,5 Баланс 19634,5

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) – 15,16 %.

Общая сумма используемого капитала – 18965,4 тыс. грн. (без учета текущей кредиторской задолженности).

Собственников и потенциальных инвесторов интересовал вопрос о том, какую добавленную стоимость создают основные группы продуктов масложиркомбината – маргарин и майонез.

  • Шаг 2. Определение основных процессов

Данный шаг предусматривает изучение процессов производства, закупки, сбыта, а также других процессов, которые связаны с потреблением ресурсов. На масложиркомбинате «Солнышко» процессы анализировались достаточно глубоко, проводилась их детализация до конкретных работ, что позволило в дальнейшем распределить операционные затраты между основными группами производимой продукции.

  • Шаг 3. Определение операционных затрат по каждому виду работ

Операционные затраты по каждому виду работ определялись путем проведения интервьюирования работников масложиркомбината, хронометража производственного цикла изготовления продукции, а также изучения технологии и проработки большого объема первичной документации.

  • Шаг 4. Выбор базы распределения затрат по работам

Выбор носителей затрат позволил кор-ректно распределить затраты по выполняемым работам на основные группы продукции. Так, расходы по амортизации распределялись между двумя видами выпускаемой продукции исходя из машино-часов работы оборудования. Базой распределения расходов по аренде складских помещений являлся объем (кубометры), занимаемый маргариновой и майо-незной продукцией. Выбор баз распределения затрат – достаточно увлекательная процедура, которая позволяет максимально точно определить себестоимость готовой продукции.

  • Шаг 5. Калькуляция операционных затрат по видам продукции

Данный шаг заключается в расчете операционных затрат по каждому виду выпускаемой продукции согласно выбранным базам распределения (шаг 4).

  • Шаг 6. Определение затрат капитала по каждому виду продукции. Расчет EVA

На данном этапе рассчитывается потребление инвестиционных ресурсов каждой группой выпускаемой продукции. Для этого был проведен анализ средств, замороженных в дебиторской задолженности и запасах, отдельно для маргариновой и майонезной продукции. Ранее было отмечено, что модель EVA предусматривает платность используемого капитала. Так, менеджерам сбыта ежемесячно начислялись проценты на остаток средств в дебиторской задолженности. Менеджеры-логисты оплачивали процент от стоимости сырья и готовой продукции, находящихся на складе. В качестве оплаты за использование основного капитала начальникам производственных цехов ежемесячно начислялась сумма аренды за оборудование исходя из предположений его приобретения по условиям финансового лизинга.

В табл. 3 представлены результаты применения модели EVA-ABC по группам выпускаемой на масложиркомбинате продукции.

Таблица 3
Расчет EVA по группам продукции

Показатели, тыс. грн. Маргарин, тыс. грн. Майонез, тыс. грн. Всего, тыс. грн.
Объем продаж 12103,4 32472 44575,4
Прямые затраты 9830,6 28575,4 38406
Валовая прибыль 2272,8 3896,6 6169,4
Операционные затраты 1075,8 1997,6 3073,4
Операционная прибыль (EBIT) 1197,0 1899,0 3096,0
Налог на прибыль 366,9 526 892,9
Прибыль после налогообложения 830,1 1373,0 2203,1
Стоимость капитала 1090 1785 2875
EVA -259,9 -412,0 -671,9

По данным табл. 3 видно, что показатель экономической добавленной стоимости для исследуемого предприятия отрицательный. Однако это не говорит о том, что в него не стоит вкладывать инвестиции. Дело в том, что масложиркомбинат «Солнышко» является одним из предприятий Холдинга, который объединяет широкий передел предприятий масложировой отрасли. При изучении цепочки создания экономической добавленной стоимости продукции выяснилось, что максимальное значение этого показателя приходится на сбытовые подразделения. Поэтому для повышения мотивации работников масложиркомбината было предложено пересмотреть систему трансфертного ценообразования внутри Холдинга.

Данная модель может быть использована на любом предприятии. В результате ее внедрения повысится ответственность менеджеров за принятие решений, уменьшится количество конфликтных ситуаций между подразделениями предприятия, так как все будут идти к одной цели – максимизации стоимости бизнеса. А вопросы эффективного управления капиталом компании станут актуальными не только для финансового отдела, но и для каждого работника предприятия.

В следующей статье мы рассмотрим, как данные, полученные в результате применения модели EVA-ABC, были приняты во внимание при разработке стратегии для масложиркомбината «Солнышко»


Автор: