Амнистия капиталов: последний шанс

Налоговые отношения с...

Автор:
Источник: Журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения” №4-2018
Опубликовано: 9 Апреля 2018

19 февраля 2018 года вступил в силу пакет следующих законов:

  • Федеральный закон № 33‑ФЗ [1];
  • Федеральный закон № 34‑ФЗ [2];
  • Федеральный закон № 35‑ФЗ [3].

Указанные правовые акты дали старт второму этапу амнистии капиталов – добровольному декларированию зарубежной недвижимости, ценных бумаг, банковских счетов, иностранных компаний, в том числе контролируемых через номинальных владельцев, – с 1 марта 2018 года.

О том, кто сможет принять участие во втором этапе амнистии капиталов, и об особенностях ее проведения читайте в предложенном материале.

Этап первый: итоги

Прежде чем перейти к изучению условий второго этапа амнистии капиталов, подведем итоги первого этапа и разберемся, чем была вызвана необходимость проведения повторной амнистии.

Первоначально о полной амнистии капиталов было сказано еще в 2014 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014. Под этим понималась добровольная однократная легализация средств и имущества в Российской Федерации с обеспечением гарантий правовой защиты для декларантов со стороны государства. Особо отметим, что изначально речь шла исключительно об одном этапе данного мероприятия.

8 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 140‑ФЗ [4], непосредственно устанавливающий механизм проведения амнистия капиталов 2018: добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках, в том числе за пределами РФ, путем представления в налоговый орган соответствующей декларации (специальная декларация).

Суть акции заключалась в том, что физические лица вправе были однократно подать декларацию о своих активах и счетах (вкладах) в банках и получить освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении деяний, связанных с задекларированными активами и счетами (вкладами) и совершенных до 1 января 2015 года. Специальную декларацию изначально нужно было представить в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года, но затем срок был продлен по 30 июня 2016 года.

Что касается конкретных результатов первого этапа амнистии капиталов, официальных данных Минфин не опубликовал. По данным, приведенным в СМИ, можно подвести следующие итоги:

  • было подано 7 200 специальных деклараций;
  • о своем иностранном участии в различных формах заявили 12 000 физических и юридических лиц (из предполагаемых 120 000 - 130 000). За 2015 год удалось получить от таких компаний в виде НДФЛ и налога на прибыль 6 млрд. руб. (по подсчетам экспертов должно было быть несколько сот млрд. руб.);
  • закрыты десятки тысяч компаний и счетов за границей (нет даже ориентировочных цифр).

По мнению разработчиков первоначального закон об амнистии капиталов и поправок в нем, продление амнистии капиталов еще на один год (второй этап) – шаг к развитию доверия между государством и гражданами, между государством и бизнесом. Это важнейший шаг в решении вопроса деофшоризации экономики, где, с одной стороны, действуют законы о КИК (контролируемые иностранные компании), ужесточающие отчетность и ответственность, а с другой стороны – людям предоставлена возможность продекларировать и не нести ответственность. При этом если на первом этапе могли декларироваться только действующие счета, то на втором дается возможность продекларировать закрытые счета. Таким образом, должна быть достигнута поставленная цель – перевернуть офшорную страницу нашей экономики.

Этап второй: поправки в действующем законодательстве об амнистии капиталов

Итак, было принято решение провести еще один этап амнистии капиталов. Можно предположить, что это будет уже последний – завершающий – этап. Отметим, что законодательная база для его проведения была разработана и принята очень быстро: пакет законов был внесен в Госдуму РФ 30 января 2018 года и меньше чем через месяц были приняты соответствующие законы.

В целом для участников второго этапа амнистии капиталов сохраняется тот же объем гарантий, что предоставлялся в ходе первого этапа. Дополнительно можно будет декларировать счета (вклады) в зарубежных банках, которые были не только открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но и закрыты на дату представления специальной декларации при условии, что такие закрытые счета открывались до 1 января 2018 года.

Специальную декларацию можно представить в любую налоговую инспекцию или в центральный аппарат ФНС на бумажном носителе лично либо через уполномоченного представителя. Форма специальной декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатную форму декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения (версия 4.56.4 программы «Налогоплательщик ЮЛ»). Лица, подававшие специальную декларацию в ходе первого этапа амнистии капиталов, по желанию также смогут принять участие во втором этапе.

Федеральный закон № 33‑ФЗ

Федеральный закон № 33‑ФЗ был разработан в целях реализации инициатив по продлению срока амнистии капитала в 2018 году.

В рамках программы добровольного декларирования на первом этапе физическим лицам предоставлялась возможность добровольно задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), зарубежные счета и КИК. При этом в отношении указанных в декларации имущества, счетов и КИК, а также в отношении связанных с ними доходов, операций и сделок, включая те из них, которые были связаны с формированием имущества КИК, декларанты освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности (в части ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле). Каковы правила игры на втором этапе?

Федеральный закон № 33‑ФЗ вносит следующие изменения в Федеральный закон № 140‑ФЗ.

Сроки представления декларации на втором этапе. Декларация может быть представлена с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года (второй этап декларирования) (ст. 5 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Сроки предоставления гарантий. Гарантии (освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности) при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования предоставляются в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года (п. 13 ст. 4 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Счета открытые, счета закрытые. Декларантам, представляющим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, предлагается указать в декларации не только счета (вклады) в зарубежных банках, которые были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но и счета в зарубежных банках, которые были закрыты на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года) (пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Полномочия Минфина. Минфину предоставлены полномочия по письменному разъяснению ФНС вопросов применения норм Федерального закона № 140‑ФЗ в части порядка заполнения декларации. Указанные разъяснения подлежат опубликованию на официальном сайте Минфина (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Повторное представление специальной декларации. При проведении первого этапа было установлено, что декларация подается каждым декларантом однократно. Повторное представление декларации, подача уточненной декларации не допускаются.

При проведении второго этапа декларация может быть подана каждым декларантом однократно в ходе каждого этапа декларирования (п. 8 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ). При этом повторное представление декларации в ходе каждого этапа декларирования, а также подача уточненной декларации не допускаются. Уточняется, что представление декларации в ходе первого этапа декларирования не препятствует подаче декларации в ходе второго этапа декларирования. В случае представления декларации в ходе первого этапа подача декларации этим декларантом в ходе второго этапа вне зависимости от ее содержания не является подачей уточненной декларации.

Таким образом, лицам, подавшим декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, предоставлена возможность повторно подать декларацию в ходе второго этапа.

Куда представлять специальную декларацию. В ходе первого этапа декларирования закон предусматривал возможность подавать декларацию либо в центральный аппарат ФНС, либо по месту учета физического лица. На втором этапе специальная декларация подается в любой налоговый орган либо в ФНС – по выбору декларанта (п. 9 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Порядок получения копии декларации. Установлен порядок получения копии представленной специальной декларации. До этого было декларировано только право на получении указанной копии.

Декларант вправе получить в ФНС копию своей специальной декларации на основании письменного заявления, составленного в произвольной форме и представленного им или его уполномоченным представителем, действующим на основании нотариально заверенной доверенности, в ФНС (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 140‑ФЗ).

ФНС в срок не позднее 14 календарных дней со дня получения названного письменного заявления обязана выдать копию данной декларации.

О валютном контроле. Если в декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом № 173‑ФЗ [5] и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, то декларант уведомляет об этом налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме, а налоговый орган проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые (закрытые) в банках, расположенных за пределами РФ, признаются зачисленными на эти счета (вклады) согласно Федеральному закону № 173‑ФЗ.

Указанные положения применяются к следующим счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами РФ:

  • открытым по состоянию на 1 января 2015 года – для счетов (вкладов), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе первого этапа декларирования;
  • открытым до 1 января 2018 года (включая счета (вклады), закрытые на дату представления декларации) – для счетов (вкладов), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе второго этапа декларирования.

Форма и порядок заполнения специальной декларации. Поскольку теперь в специальной декларации указываются как открытые, так и закрытые счета, соответствующие изменения внесены в форму декларации – в лист «Ж».

Соответствующие коррективы внесены и в порядок заполнения названной декларации, в том числе при раскрытии информации о способах и механизмах формирования источников приобретения имущества и (или) КИК на листе «И» могут быть указаны сделки, операции и (или) иные действия (включая совокупность последовательных сделок, операций и (или) иных действий, в том числе действий по отчуждению, приобретению и (или) ликвидации имущества, имущественных прав, иностранных структур без образования юридического лица), в результате или в процессе совершения которых было получено (сформировано) имущество (в том числе активы КИК), информация о котором содержится в декларации.

Федеральный закон № 34‑ФЗ

Федеральный закон № 34‑ФЗ вносит изменения в НК РФ. До рассматриваемых новшеств в РФ применялись правила налогообложения прибыли КИК с поправками в НК РФ, направленными на деофшоризацию экономики, принятыми в конце 2014 года. Действовавшие нормы законодательства о налогах и сборах предусматривали переходный период, в рамках которого в случае ликвидации КИК в срок до 31 декабря 2017 года ее собственник в России освобождался от обложения НДФЛ по ставке 13% в отношении имущества, получаемого от ликвидируемой КИК (освобождение от налога «ликвидационных дивидендов»). При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации активов КИК в виде имущества и имущественных прав, за исключением денежных средств. В случае выкупа активов контролирующим лицом у своей КИК и ее последующей ликвидации доходы обозначенной контролируемой компании также не подлежали налогообложению в РФ налогом на прибыль КИК. Кроме того, ликвидируемые до конца 2017 года КИК не признавались налоговыми резидентами РФ даже при наличии признаков фактического управления данными компаниями из РФ.

Уведомление об участии в КИК. Статья 25.14 НК РФ дополнена п. 3.1, в соответствии с которым уведомление о КИК и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением установленного срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, поданной в соответствии с Федеральным законом № 140‑ФЗ, и информация о таких иностранных организациях и (или) КИК содержится в этой специальной декларации.

Взыскание налога. Пункт 2.1 ст. 45 НК РФ дополнен пп. 1 и 2, в соответствии с которыми взыскание налога на основании названного пункта не производится при соблюдении одного из следующих условий:

  • если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации;
  • если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом приведенные положения не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных ч. 2 НК РФ, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества КИК.

Особенности определения базы по НДФЛ. При реализации (погашении) ценных бумаг, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца, если такие ценные бумаги и их номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом № 140‑ФЗ, налогоплательщиком-декларантом в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная документально подтвержденной стоимости таких ценных бумаг по данным учета передающей стороны на дату их передачи, но не выше рыночной стоимости названных ценных бумаг на дату их получения, определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 13.1 ст. 214.1 НК РФ). Таким образом, установлен порядок определения расходов при расчете НДФЛ при реализации физическим лицом – декларантом, воспользовавшимся амнистией капитала, имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичен порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой КИК.

Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ. Не подлежат обложению НДФЛ в том числе доходы в денежной и (или) натуральной форме, полученные при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение данных доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) указанным налогоплательщиком при одновременном соблюдении установленных условий (п. 60 ст. 217 НК РФ).

Имущественный налоговый вычет. Пункт 2 ст. 220 НК РФ дополнен пп. 2.3, в соответствии с которым при реализации и (или) ином выбытии имущества (имущественных прав), полученного фактическим владельцем от его номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной согласно Федеральному закону № 140‑ФЗ, налогоплательщиком-декларантом сумма фактически произведенных расходов в виде стоимости имущества (имущественных прав) определяется исходя из меньшей из следующих стоимостей:

  • документально подтвержденная стоимость указанного имущества (имущественных прав) по данным учета передающей стороны на дату передачи данного имущества (имущественных прав);
  • рыночная стоимость указанного имущества (имущественных прав) на дату передачи данного имущества (имущественных прав), определяемая с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Сроки ликвидации КИК. Поскольку амнистия капиталов продлена, увеличились соответствующие установленные ранее сроки, связанные с ее проведением.

До 1 марта 2019 года продлены сроки, указанные в п. 60 ст. 217 НК РФ, определяющем не облагаемые НДФЛ доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов. По общему правилу процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена до 1 марта 2019 года.

Также до 1 марта 2019 года продлены соответствующие сроки, поименованные в п. 10 ст. 309.1 НК РФ, устанавливающей особенности налогообложения прибыли КИК.

Федеральный закон № 35‑ФЗ

Федеральный закон № 35‑ФЗ внес в ч. 3 ст. 76.1 УК РФ изменения, в соответствии с которыми гарантии, предусматриваемые ст. 4 Федерального закона № 140‑ФЗ и действующей редакцией ч. 3 ст. 76.1 УК РФ, распространяются на деяния, совершенные до 1 января 2018 года.

Таким образом, лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года либо до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии, что это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации, поданной согласно Федеральному закону № 140‑ФЗ, и что такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации. В этом случае не применяются положения ч. 1 и 2 ст. 76.1 УК РФ в части возмещения ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.

* * *

19 февраля 2018 года вступил в силу пакет законов, который дал старт второму этапу амнистии капиталов – добровольному декларированию зарубежной недвижимости, ценных бумаг, банковских счетов, иностранных компаний, в том числе контролируемых через номинальных владельцев.

Специальную декларацию можно представить с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. Задекларировать можно как открытые, так и ранее закрытые зарубежные счета, зарубежное имущество (недвижимость, ценные бумаги, активы), иностранные компании (КИК). Отметим, что при принятии решения о подаче специальной декларации нужно поторопиться: на самом деле времени на сбор документов не так много.

Сможет ли второй этап амнистии капиталов окончательно решить вопрос деофшоризации экономики? Покажет время. Важно понимать, что если государство предоставляет второй шанс, то им при необходимости целесообразно воспользоваться, поскольку третьего этапа, скорее всего, не будет. При этом действующее налоговое законодательство дает возможность использовать амнистию капиталов как эффективный инструмент снижения налогового бремени, безусловно, только при корректном структурировании активов.


[1] Федеральный закон от 19.02.2018 № 33‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[2] Федеральный закон от 19.02.2018 № 34‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

[3] Федеральный закон от 19.02.2018 № 35‑ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

[4] Федеральный закон от 08.06.2015 № 140‑ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[5] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Автор:

Теги: амнистия капиталов  деофшоризация  КИК  контролируемые иностранные компании  специальная декларация  № 33-ФЗ  добровольное декларирование  валютный контроль  НДФЛ  имущественный налоговый вычет  № 35 ФЗ