Интервью с председателем наблюдательного совета «СТС Групп» Рыжковым Николаем Владимировичем
О компании
«СТС Групп» работает на рынке лизинга, аутстаффинга и аутсорсинга в сфере персонала с 2004 года. Сегодня «СТС Групп» привлекает и обеспечивает труд более 3000 рабочих: грузчиков, кассиров, продавцов, мерчандайзеров, упаковщиков, комплектовщиков и специалистов смежного профиля для 300 российских и иностранных предприятий. Активная база персонала превышает 25 000 человек. Клиенты компании – крупные торговые и производственные холдинги из различных отраслей: «Ашан», METRO, Coca-Cola, Faberlic, «Балтика», «Шатура», «МЖК», «ЦУМ», «Виктория», «36.6», SELA, INTERSPORT и многие другие. Одно из главных достижений «СТС Групп» за последние годы − прочные партнерские отношения с представителями среднего и малого бизнеса.
В чем особенность российского рынка аутсорсинга персонала?
Рынок аутсорсинга персонала находится на пороге активного развития. Опыт развитых стран подтверждает, что в ближайшие десять лет нас ожидает бурное развитие этой сферы. На развитие рынка влияет острый дефицит рабочего персонала: нежелание столичных жителей заниматься низкоквалифицированным трудом и ужесточение миграционной политики. В среднем по столичным предприятиям показатель дефицита рабочего персонала приближается к 30%.
Крупные компании – например, «Ашан», «ГУМ», «ЦУМ», «Дикси», «Виктория», «Шатура», «Балтика», «Кока-Кола» – предпочитают получать не просто рабочую силу, а подготовленных и обученных сотрудников, опыт и знания которых максимально соответствуют профилю работы. В идеале аутсорсинговая компания должна обеспечивать контроль деятельности персонала на объектах.
Какие профессиональные области ощущают сегодня дефицит кадров?
Быстрое развитие бизнеса в городах-мегаполисах, особенно сетевого ритейла и складской логистики, обуславливает высокий спрос на торговый и складской персонал. Уже сегодня существует острая потребность предприятий столицы и крупных городов в сотрудниках рабочих специальностей. В зависимости от размера организации в период незапланированных авральных работ потребности в дополнительном персонале могут возрастать на 10–60 человек в смену. Временные работники являются единственным выходом в такой ситуации, поскольку, во-первых, вводить в штат новые единицы на период пиковых нагрузок (а это обычно 1–2 месяца) нецелесообразно, а во-вторых, кадровая служба, вероятнее всего, не сможет это сделать за короткий период, который предшествует неожиданному его началу.
Кроме того, аутсорсинговая схема позволяет избежать простоев, так как количество заказанных накануне работников можно изменить в соответствии с потребностями заказчика. Зная объем работ на ближайшие несколько дней, заказчик может спланировать то количество работников, которое справится с предстоящей нагрузкой.
В какой степени в процессе участвуют иностранные работники (люди с гражданством других стран)?
Мы принимаем на работу граждан Российской Федерации, республик Беларусь и Казахстан. А также жителей Украины, имеющих статус беженцев. Безработица или низкий уровень заработной платы вынуждают соискателей приезжать в Москву на заработки. Так, за последний год количество регионов, из которых приезжают в «СТС Групп» для трудоустройства, возросло до 76 городов, и это только по России. Желающих трудоустроиться к нам хватает.
С 2016 года в РФ будет запрещен заемный труд. Скажется ли это каким-либо образом на вашей работе?
Закон регламентирует трудовые отношения и защищает интересы работников, права которых нарушаются. Думаю, этот закон поможет сократить количество компаний-посредников, которые и взимают плату за свои услуги, а потом не выполняют своих обязательств перед работником или загоняют своих сотрудников в жесткие рамки, предоставляя им тяжелые условия труда и проживания. Как правило, в таких организациях неграмотно организованы рабочие процессы, полностью отсутствуют какие-либо профессиональные и зарплатные перспективы, защищенность и гарантии.
В нашей компании мы учитываем и детально соблюдаем взятые перед соискателем обязательства. По окончании вахты сотрудник получает ту сумму, которая оговаривалась при трудоустройстве. В день трудоустройства он заселяется в квартиру или общежитие. Получает спецодежду, питание и авансы.
Как именно вы контролируете исполнение сотрудником своих обязательств на территории заказчика?
Наша компания, заключая договор с клиентом, берет на себя выполнение определенных работ. При этом мы несем ответственность за результаты работы и ее высокое качество, за поддержание трудовой дисциплины. Мы следим за своевременным выходом на смены, качественным выполнением своих функций, аккуратным внешним видом, строгим соблюдением субординации и распорядка рабочего времени наших сотрудников.
«СТС Групп» принимает на себя юридическую ответственность перед работниками и риски, связанные с выплатой компенсаций в случае их увольнения или травматизма на производстве.
Что вы предпринимаете, чтобы закрепиться на рынке?
За 10 лет компания построила и внедрила уникальную систему управления персоналом. Главной ее особенностью является то, что сегодня любой житель региона, даже без квалификации и опыта работы, без каких-либо сопряженных с поиском работы сложностей и проблем может приехать в Москву и заработать достойные деньги в относительно комфортных условиях. Он будет трудоустроен в «СТС Групп» в день своего приезда в столицу. В тот же день ему предоставят жилье. То есть в первый же день соискатель получает работу, жилье, питание, спецодежду и организованный проезд до места работы и обратно.
Для соискателей без опыта работы проходят бесплатные обучение и стажировка. Координаторы и бригадиры поддерживают вахтового работника на протяжении всего срока вахты. В любой момент он может обратиться к ним и решить все вопросы, связанные с работой или проживанием.
Эта система – ноу-хау компании «СТС Групп». Естественно, что она будет развиваться и совершенствоваться. Уже сегодня внедрены социальные акции и бонусные программы для вахтового персонала: «Приведи друга», «Лучший работник» и другие. Работнику, чей день рождения выпал на период занятости в «СТС Групп», дарят памятные сувениры, за высокие результаты – премии и подарки. Также предусмотрены бонусы за пролонгацию договора.
Это позволяет нам чувствовать уверенность в будущем, открывать новые направления деятельности, расширять пакет услуг для заказчиков. На сегодняшней день компания уже освоила новую сферу – обеспечение безопасности физическим и юридическим лицам. Мы открыли частное охранное предприятие «СТС Безопасность», которое успешно функционирует, оказывая услуги частной охраны объектов, личной безопасности, сопровождения грузов и инкассации, монтажа средств защиты; оперативного выезда групп быстрого реагирования.
Активная деятельность «СТС Групп» отмечена наградами в профессиональных сообществах.
Более того, «СТС Групп» совместно с профессиональными сообществами «Ассоциация Частных Агентств Занятости» и НП «Эксперты рынка труда» ведет активную работу в сфере управления персоналом. Цель компании – повышение уровня знаний, построение принципов и стандартов в кадровой индустрии, обмен опытом, проведение исследований и многое другое.
Какими стандартами – в том числе международными – вы руководствуетесь в своей работе? Приходится ли вам оставлять консолидированную отчетность по МСФО?
Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать кредитные, страховые компании и те, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торговых биржах или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
«СТС Групп» не относится к перечисленным организациям, поэтому пока МСФО нас не касается. Но стремление оставаться одним из лидеров рынка, не дает компании стоять на месте. Мы постоянно движемся вперед, поэтому закладываем в свои стратегические планы вход на IPO.
Приходится ли проходить внешний аудит отчетности, и если не секрет, то кто ваши аудиторы?
В соответствии с законодательством, акционерное общество должно ежегодно привлекать аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской отчетности. «СТС Групп», являясь акционерным обществом, проходит проверку у аудиторско-консалтинговой компания «ЭКФИ».
Как организованы системы внутреннего контроля в вашей компании?
Если говорить о предоставляемых услугах, то в настоящее время на объекты наших заказчиков ежедневно выходит свыше 3000 работников «СТС Групп». Этот процесс в деталях контролируется нашими бригадирами и координаторами.
Координатор получает заявку клиента и в соответствии с ней предоставляет персонал необходимой квалификации в необходимом количестве. Он ежедневно, лично или по телефону, получает от клиента обратную связь и оперативно реагирует на его отзывы и комментарии.
Также координаторы отвечают за условия проживания, питание и трансфер до рабочего места. Несколько раз в неделю он выезжает на объекты, где общается с работниками и администрацией предприятия.
Непосредственно на местах работу персонала контролируют бригадиры. Также они помогают работникам адаптироваться, своевременно решать бытовые вопросы, оказывают моральную поддержку новичкам.
Расскажите о системе планирования? Какие KPI используются?
На всех уровнях разработаны и внедрены ключевые показатели деятельности. Система оценки KPI является основной составляющей управления компании. Система KPI охватывает не только работников офиса «СТС Групп». Как показала практика, система оправдала себя и в отношении бригадиров, работающих с вахтовым персоналом. Для объективной оценки их работы служат такие критерии, как своевременный вывод бригады на работу в том количестве, которое соответствует заявке, обеспечение адаптации новичков, своевременность предоставляемой отчетности.
Например, чтобы получить объективную оценку работы вахтового персонала, мы собираем информацию от заказчика, бригадира, координатора и самого работника, после чего выявляем максимально точный ключевой показатель. Конечно, у системы KPI есть и определенные недочеты, но если ее внедрять для объективной оценки работы, а не просто ради новых подходов, она, безусловно, себя оправдывает.
Огромное спасибо за Ваши ответы!