Аутсорсинг по-русски: медленно запрягаем, но быстро поедем?

Кадровый менеджмент

Автор:
Источник: Журнал “CEO” №9-2012
Опубликовано: 24 Сентября 2012

Рынок аутсорсинга в России пока еще только формируется, но уже сейчас ясно, что у этого рынка большое будущее, если, конечно, подойти к делу с умом

Совсем другое дело

Аналитическое агентство in4media/Forrester, регулярно проводящее исследования российского рынка аутсорсинга, провело опрос среди аутсорсеров и выявило следующее. Ключевой фактор, содействующим развитию IT-аутсорсинга, на который указали почти 30% опрошенных экспертов – стремление к сокращению издержек. Также 12,7% экспертов отметили повышение конкурентоспособности предприятий за счет фокусировки на основном бизнесе, а 11,5% – усложнение IT-процессов на предприятиях и, как следствие, невозможность содержать необходимый штат квалифицированных и дорогостоящих специалистов.

Среди негативных факторов выделяются два: почти 30% экспертов указали на недостаточную осведомленность заказчиков аутсорсинговых услуг, а около 26% – на не располагающую к аутсорсингу экономическую ситуацию в России в сочетании с общей незрелостью российского рынка. Также эксперты упоминали недоверие к поставщикам услуг, низкий уровень профессионализма некоторых поставщиков и, как следствие, слабая конкуренция.

Важно не путать аутсорсинг с проектной работой. Проектная модель куда менее эффективна и сильно подвержена коррупции. Аутсорсинг – это, во-первых, открытый коммерческий рынок профессиональных услуг. Во-вторых – стандартизированные ценообразование и модель продажи услуг. В-третьих – длительный контракт на постоянное обслуживание. И, наконец, ответственность поставщика за целевой результат. Фактически аутсорсинговый контракт приобретает черты страхового договора между поставщиком и заказчиком услуг. А в проектной модели, чем быстрее работает организация, тем скорее закроется проект, поэтому любой проектной структуре выгоднее тормозить работу.

Рынок заказчика

Как известно, Билл Гейтс любил повторять фразу: «Microsoft отделяют от краха 18 месяцев!». В условиях жесточайшей конкуренции компаниям приходится постоянно изобретать новые маркетинговые инструменты. Не поставщики, а заказчики аутсорсинговых услуг вынуждены искать лучших исполнителей, способных расширить бизнес.

В России бизнес пока не столь динамичный. И более активную позицию занимает подрядчик, предлагающий заказчику свои услуги. В сфере аутсорсинга мы отстаем не только от Запада, но и от Востока. Например, в Китае до 2015 г. на государственные средства планируется подготовить 1,2 млн сертифицированных специалистов по аутсорсингу!

В отличие от России, на Западе с его давними традициями и высокой культурой обслуживания, рынок аутсорсинга начинался с бизнес-процессов (BPO), постепенно проникая в молодую и быстро развивающуюся сферу IT. В России же рынок аутсорсинга стартовал с IT-аутсорсинга (ITO).

Сегодня для многих российских поставщиков услуг аутсорсинга выход на международные рынки не рассматривается как приоритетная задача. Тому есть две причины. С одной стороны, потенциал российского рынка – огромен, и необходима большая работа по развитию и реализации этого потенциала. С другой – для успешной зарубежной экспансии необходима серьезная конкурентоспособная технологическая экспертиза, соответствие международным стандартам, сертификация персонала, а также крупные кейсы успешных аутсорсинговых контрактов. С этим пока в России явный дефицит. Тем не менее, учитывая геополитическое положение России, крупнейшие российские поставщики имеют возможность начать экспансию в страны СНГ (в первую очередь – в Белоруссию, Украину, Казахстан) уже в самое ближайшее время.

У компаний есть критичные и ключевые функции, которые никогда не передадут на аутсорсинг. Например, для банка критичная и ключевая функция – это управление кредитным портфелем. А есть некритичные, но важные составляющие бизнеса: IT, кадры, логистика и так далее. Их можно переводить на аутсорсинг. Третий слой – неключевой и некритичный: охрана, обслуживание персонала, клининг – вещи, которые не завязаны на бизнес-процессы, и тоже легко решаются аутсорсингом.

IT-аутсорсинг

В этой сфере поставщики услуг предлагают разработку программных приложений, аутсорсинг сетевых и телекоммуникационных услуг, аутсорсинг IT-департаментов. В начале 2000-х особенно выгодным был аутсорсинг ПО (так называемое «оффшорное программирование»), сейчас фокус рынка сместился на аутсорсинг IT-процессов предприятий.

IT – самый крупный рынок российского аутсорсинга. Динамика этого рынка свидетельствует о высокой квалифицированности отечественных специалистов данного профиля и общей готовности бизнеса развиваться в этом направлении.

Среди лидеров российского рынка IT-аутсорсинга – КРОК, Optima Services, СБСистем и «Россервис». КРОК – крупный системный интегратор; IT-аутсорсинг составляет менее 10% его бизнеса. Остальные – специализированные аутсорсинговые компании.

Основные заказчики услуг IT-аутсорсинга – нефтегазовый и финансовый сектор. Вторая по значимости группа заказчиков – предприятия телекоммуникационного сектора, органы государственного управления и силовые структуры, торговля и энергетика. Третья группа – транспорт, логистика и организации социального сектора.

Рынок BPO

Второй по объемам сегмент рынка аутсорсинга в России – это аутсорсинг учетных функций, передача части внутренних бизнес-процессов внешнему специализированному подрядчику на срок не менее года. А именно:

  • ведение всего бухгалтерского учета, включая постановку и (или) восстановление на начальном этапе, частичное ведение бухгалтерского учета по отдельным объектам и (или) участкам учета, подготовку и сдачу отчетности;
  • ведение отдельных участков учета (расчет зарплаты, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и прочее);
  • составление на регулярной основе бухгалтерской и налоговой отчетности по российским стандартам и финансовой отчетности по международным стандартам;
  • кадровое делопроизводство (документальный кадровый учет).

Передача на аутсорсинг такого рода отчетности чревата определенными рисками, связанными с возможностью утечки конфиденциальной информации, но в то же время является гарантом «белой бухгалтерии» компании, что немало значит в нашей стране.

Аутсорсинг бухгалтерских, кадровых и иных административных функций вошел в практику российских компаний еще в начале 90-х гг. Сейчас на рынке BPO действуют более десяти специализированных российских компаний.

А пионерами на этом рынке, как и в IT-аутсорсинге, стали западные компании. Так, в 1994 году свои услуги зарубежным предприятиям, работающим на территории России, начала предлагать Intercomp Global Services.

Сегодня крупнейшие поставщики услуг аутсорсинга учетных функций на российском рынке – это Intercomp Global Services, BDO, АНКОР, ОМК-Аудит.

Основные потребители аутсорсинга учетных функций в России – иностранные компании и крупный российский бизнес. Малый и средний бизнес предпочитает полагаться на внутренние ресурсы. В связи с высокой критичностью учетных функций для любого бизнеса, дать допуск сторонней компании к информации обо всех финансовых потоках предприятия на постоянной основе пока готовы лишь немногие компании с достаточно прозрачным бизнесом. Для некоторых компаний, в первую очередь региональных, критическим фактором может быть и стоимость услуг.

Аутстаффинг

Технологии по привлечению персонала из сторонней фирмы, позволяющие снизить административные расходы и риски при сохранении возможности руководства подчиненными, называются аутстаффингом (outstaffing). В основном этой услугой пользуются FMCG-компании, производственные организации, банки, а также IT – и Telecom-фирмы. Первыми в Россию идеи аутстаффинга принесли крупнейшие международные кадровые агентства, такие как Manpower и Kelly Services. 

Лидеры российского рынка аутстаффинга – Kelly Services, Coleman Services, Анкор, Manpower и UNISTAFF. Эти компании позволяют снизить количество сотрудников в штате, часто они избавляют заказчика от обязательств по трудовым соглашениям с сотрудником, обеспечивают максимальную гибкость в управлении персоналом и сохраняют статус малого бизнеса для предприятий, что тоже немаловажно в финансовом плане. Агентство по аутстаффингу становится формальным работодателем и берет на себя полную юридическую и финансовую ответственность за сотрудников. Объем рынка услуг по подбору временных сотрудников в нашей стране оценивается в $80 млн; менеджеров высшего звена – $15-20 млн. Cреди выводимых за штат сотрудников 46% – административный персонал, 24% – финансовые менеждеры среднего звена, 14% – IT-специалисты, 10% – топ-менеджеры, 6% – рабочие

Профессия «аутсорсер»

Помимо стоимости аутсорсинговой услуги, при выборе поставщика играют большую роль известность, репутация и опыт работы на рынке.

«В аутсорсинге есть несколько способов рекламы: конференции, прямая реклама, Интернет и рекомендации, – говорит СЕО аутсорсингового подразделения BDO Сергей Тиунов. –Холодные продажи, то есть продвижение непосредственно через менеджеров, предлагающих услуги аутсорсинга компании-заказчику, в данном случае не эффективны, скорее нужно продвигать и пиарить саму концепцию аутсорсинга. Потому что далеко не все потенциальные российские заказчики пришли к полному пониманию того, что такое аутсорсинговые отношения, в отличие, кстати, от западных бизнес-практик, где управление такого рода отношениями уже выделилось в отдельную дисциплину, в которой правила управления сильно отличаются от обычных».

В аутсорсинге клиент и подрядчик взаимодействуют очень тесно, и от аутсорсера требуется столь же глубокая интеграция в компанию, как и от штатного сотрудника. Заказчику нужно учитывать не только стоимость услуги и качество, но и ее долгосрочность, потому что вход в аутсорсинг достаточно сложный: для того, чтобы передать что-то на аутсорсинг нужно очень многое формализировать, и как правило, это требует преобразований внутри организации. А еще труднее выйти из аутсорсинга. Поэтому большинство компаний ориентируются на долгосрочные отношения. Такие отношения возможны лишь в ситуации win-win. На глобальном рынке аутсорсинга все большую популярность приобретает концепция Vested Outsourcing –формализованное выстраивание долгосрочных отношений между поставщиком и заказчиком услуг аутсорсинга с диагностикой выгод для обеих взаимодействующих сторон.

От аутсорсера требуются не только профессиональные знания. Необходимо обладать бизнес-эрудицией, уметь общаться с клиентом на одном языке. Аутсорсер должен быть готов к работе над несколькими задачами одновременно, так как чаще всего он обслуживает несколько организаций, и в каждой свой регламент взаимодействия.

«Аутсорсинг в России будет развиваться параллельно с развитием рыночной конкуренции и интеграцией России в глобальную экономику, – говорит президент Ассоциации стратегического аутсорсинга «Астра» Сергей Македонский. – В результате сформируется российская индустрия услуг повышения эффективность национальной экономики и снизится уровень коррупции. А в конечном итоге повысится качество жизни россиян». И с ним трудно не согласится.

В отличие от России, на Западе рынок аутсорсинга начинался с бизнес-процессов, постепенно проникая в молодую и быстро развивающуюся сферу IT. В России же рынок аутсорсинга стартовал с IT

От аутсорсера требуются не только профессиональные знания. Необходимо обладать бизнес-эрудицией, уметь общаться с клиентом на одном языке.

Автор:

Теги: IT-аутсорсинг  аутстаффинг  аутсорсинг  BPO  оффшорное программирование  аутсорсинговые услуги  аутсорсер  аутсорсинговый контракт  аутсорсинговые компании  бухгалтерский учет  бухгалтерская отчетность  налоговая отчетность  кадровое делопроизводство