Кризисные явления и постоянная нехватка бюджетных средств в современном мире требуют от предприятий новых инструментов управления финансово-экономической ситуацией, чтобы не быть загнанными в «капкан».
В такие моменты руководство компании хочет предвидеть будущее, чтобы иметь возможность выстроить всевозможные варианты развития событий и выбрать наиболее аттрактивный. Специальным инструментом в данном случае выступает выстраивание на предприятии автоматизированного процесса бюджетирования.
Что имеем на входе?
Большинство предприятий уверены, что оно – бюджетирование, у них есть. «У нас все отлично построено в Excel» – часто слышится в подтверждение данного факта. Бесспорно, у них есть определенная бюджетная структура, пишутся планы, вручную собирается факт, который можно пытаться контролировать. Но здесь невольно возникает аналогия с плановой экономикой, которая способна выстроить хорошую инфраструктуру, но не позволяет децентрализовать управленческий аппарат, порождает отсутствие мотивации к производительному и качественному труду, и, как следствие, мешает развиваться в том направлении, при котором могли бы собираться лавры.
Лавры помогает собирать автоматизация бюджетирования. Только если для средних предприятий – это вполне стандартизированная процедура, то для холдингов – это отдельная эпопея ввиду наличия разных видов деятельности, бизнес-процессов, хозяйственных операций, аналитических классификаторов и т.д.
С чего начинать автоматизацию?
Существует два основных типа холдингов по производственной взаимосвязи: интегрированный и конгломератный. В первом случае бизнес-единицы связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов характерен для предприятий нефтегазовой отрасли промышленности – в одну производственную цепочку объединяются предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции. Во втором случае бизнес-единицы представляют собой предприятия с разными видами деятельности, не связанные технологическим процессом. Каждое из таких предприятий конгломератного холдинга ведёт свой бизнес, не зависящий от других его бизнес-единиц.
Рассмотрим особенности автоматизации в зависимости от типа холдинга.
Автоматизация в интегрированном холдинге
Интегрированный холдинг подразумевает собой единообразие отчетности, сдаваемой в головную компанию, с практически одинаковой степенью ее детализации. Поэтому ему важно автоматизировать в первую очередь свои бизнес-единицы, чтобы в будущем беспрепятственно собрать сводный бюджет. Так как каждая бизнес-единица представляет собой некий элемент зеркального кубика Рубика, структура статей бюджета будет существенно отличаться друг от друга, коррелировать между собой будут лишь управленческие, коммерческие и прочие расходы. Таким образом, главная цель автоматизации – выработка и построение единообразной методики сбора бюджетов для получения правильно собранного кубика – консолидированного бюджета холдинга, позволяющего взглянуть на весь производственный процесс целиком. Но, как показывает практика, собрать кубик под силу не каждому: до автоматизации абсолютно всех своих бизнес-единиц доходят не все интегрированные холдинги. Внедрение автоматизированного бюджетного учета в одной дочке и тиражирование данного решения на другие – весьма трудоемкий и затратный процесс, растягивающийся на годы.
Автоматизация в конгломератном холдинге
Если говорить об автоматизации бюджетирования конгломератного холдинга, то это еще более сложная и нетривиальная задача. В отличие от интегрированного холдинга, его главная цель – оперативное получение консолидированного бюджета. Собирается он, как правило, из бюджетов бизнес-единиц, сформированных по разной методике, с разной степенью детализации и порой отличных между собой отчетных форм. Так как руководству компании не столь интересны операционные бюджеты каждой бизнес-единицы, а важен сам свод, чтобы принять верный стратегический план развития и корректно оценить эффективность работы отдельных бизнесов, автоматизация строится по принципу сверху-вниз. Утверждается общая методика формирования бюджетов, формы отчетности, разрабатываются единые для всех бюджетные классификаторы, позволяющие собрать консолидированный бюджет, и спускаются в каждую «дочку». После чего они формируют из своих операционных бюджетов своды по бизнес-единице и передают их в головную компанию уже в пригодном для консолидации виде.
Таким образом, автоматизируя бюджетирование, в первую очередь необходимо исходить из того, в каком направлении мы его автоматизируем: снизу-вверх или сверху-вниз. И одним из главных критериев выбора направления может служить тип вашего холдинга.
Несомненно, при построении автоматизированной системы бюджетирования, оба типа холдинга, помимо озвученных моментов, сталкиваются с одинаковыми задачами, без решения которых получение консолидированного бюджета становится лишь мечтой. Какими? Поговорим о них в следующей заметке.