Выступление председателя Совета по МСФО Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst) на ежегодном симпозиуме Eumedion в Нидерландах.
По материалам: IFRS
Фото: www.ifrs.org
Вначале небольшая справка. Голландский Eumedion представляет интересы международных институциональных инвесторов в сфере корпоративного управления и связанного с ним устойчивого развития. Основная задача этой организации – поддерживать и развивать далее эффективные практики корпоративного управления и устойчивого развития на базисе ответственности перед институциональными инвесторами в Нидерландах. Помимо этого, Eumedion стремится к распространению общепризнанных стандартов корпоративного управления и их внедрению биржевыми компаниями в своей стране и ЕС в целом. Eumedion имеет формальную структуру фонда, но при этом обладает многими чертами, характерными для ассоциаций – например, на встречах его члены имеют возможность одобрить бюджет, стратегический план развития на следующий год, и даже отправить управляющий совет в отставку.
Выступая на днях на ежегодном симпозиуме Eumedion, глава Совета по МСФО Ханс Хугерворст – сам уроженец Нидерландов, когда-то даже стоявший во главе национального регулятора рынков ценных бумаг – рассказал участникам встречи о своем видении будущего финансовой отчетности. Eumedion он назвал одним из самых значительных сторонников МСФО в Европе, где очень часто просят Совет по МСФО несколько “сгладить углы” в стандартах – по их словам, исключительно в интересах долгосрочных инвестиций. Это стремление закрыть глаза на волатильность рыночной стоимости является, по словам Ханса, одной из “любимых” его тем, особенно если речь заходит о котировках акций биржевых компаний.
Собственно, весь Eumedion состоит из долгосрочных инвесторов, что вызывает у главы IASB гордость за столь внушительное их представительство в Голландии, из которой он родом. Основной посыл этой организации для Совета по МСФО всегда оставался очень четким, и заключается он в том, что финансовая отчетность должна отражать экономическую реальность, сколь бы волатильной она ни была. Долгосрочным инвесторам нужна “правда без прикрас”, дабы иметь возможность подстраивать свои стратегии. Именно такая “правда без прикрас” всегда была сильной стороной международных стандартов финансовой отчетности, поскольку именно они обеспечивают четкую видимость рисков для инвесторов. В качестве примера Ханс назвал новый стандарт по учету аренды, который “вытащил” все арендные соглашения на баланс.
В то же время он признает, что в мире отчетности постоянно что-то происходит и развивается. Помимо, собственно, финансовой информации, огромные объемы дополнительных, и в отдельных случаях даже более своевременных данных требуются инвесторам для анализа. Экономика интеллектуального капитала обеспечивает создание колоссальной стоимости, при которой инвестиции в материальные активы уже не имеют такого значения. Резко выросли запросы на показатели “non-GAAP”, которые стандартами не определены, и в целом растет интерес к расширенной финансовой отчетности, в частности, в сфере устойчивого долгосрочного развития.
В свете таких изменений к Совету по МСФО постоянно обращаются с просьбой еще больше улучшить полезность стандартов МСФО в современном мире. В этой связи его глава предлагает обсудить два основных проекта, ныне пребывающих у них в работе – “Основные формы отчетности” и “Менеджерские комментарии”.
“Основные формы отчетности”
Проект призван улучшить структуру и содержание финансовой отчетности, с основным акцентом на отчете о доходах, который до сих пор определяет формально выручку, прибыли и убытки, но не то, что идет между ними. По этой причине столь большое распространение прибрели дополнительные показатели “non-GAAP”. Что в этой связи предлагает IASB?
Прежде всего, новые промежуточные статьи для отчета о доходах - и некоторые из них, как знают наши постоянные читатели, уже были одобрены. Например, Совет по МСФО дал формальное определение операционной прибыли, которая используется, наверное, чаще всего: это прибыль до вычета процентов и расходов по финансированию, налогам и инвестициям. Большинство инвесторов согласилась, что показатель адекватно отражает собой деятельность большинства коммерческих организаций. Второй показатель, который также уже был определен, носит название “Прибыль до финансирования и налогов”: здесь вычитаются доходы и расходы по финансированию и налогам, что облегчит сравнение финансовых результатов компаний вне зависимости от структуры их капитала.
Проект по основным формам отчетности также призван придать большую прозрачность и строгость использующимся сегодня показателям “non-GAAP”. В этом плане составителей отчетности хотят заставить отражать все дополнительные индикаторы в одном месте в примечаниях к отчетности, чтобы инвесторам было легче их отыскать, не запрещая при этом их полностью. Сегодня иногда приходится отыскивать дополнительные показатели как в самой отчетности, так и вне ее.
Кроме того, раскрытые в примечаниях показатели “non-GAAP” еще и будут подлежать обязательной реконсиляции с ближайшими им по смыслу показателями МСФО (что поможет инвесторам понять, как именно составители пришли к таким цифрам), а также обязательному аудиту.
По ожиданиям Ханса Хугерворста, влияние всех предложенных ими изменений на отчет о доходах окажется очень значительным: будут обеспечены улучшенная структура и большая сопоставимость вкупе с облегченным поиском инвесторами информационных компонент, требуемых для проведения анализа. Сама улучшенная структура облегчит перевод отчетности в цифровой формат.
В результате этих изменений распространенность самостоятельно разработанных финансовых показателей со временем снизится, хотя они и не исчезнут совсем. Ханс относит это к положительным переменам для инвесторов, которым ныне приходится во всем разбираться самим.
Практическое руководство по менеджерским комментариям
Как известно, в довесок к традиционной финансовой отчетности в последние годы разрабатывалось множество инициатив, которые сегодня создают довольно большую путаницу, в том числе в базовой терминологии. Очень часто можно услышать выражение “нефинансовая отчетность” – термин достаточно широкий, однако неточный. В самом деле, сегодня организации раскрывают очень много нефинансовых данных, например, информацию о влиянии своих компаний на экологию, о своей политике в отношении обеспечения разнообразия и гендерного равенства, и так далее. Однако очевидно, что только лишь этим расширенная отчетность не ограничивается.
Долгосрочные инвесторы придают огромное значение информации вне финансовой отчетности: они хотят иметь представление о бизнес-моделях компаний, об их экономическом окружении, о влиянии климата на состояние финансов. Хотя бы частично большая часть этих аспектов уже находит отражение в традиционных годовых отчетах, однако по причине своей особой финансовой важности эти данные достойны отдельного раздела. Ханс Хугерворст сам не очень любить использовать термин “нефинансовая отчетность” по той причине, что он не охватывает собой всю эту информацию – вместо этого он чаще использует выражение “расширенная финансовая отчетность”.
Таким образом, Совет по МСФО в качестве одной из своих основных задач видит обеспечение участников рынка капитала такой “расширенной финансовой отчетностью”. Для него очевидно, что включить всю информацию, оказывающую влияние на финансы, в финансовые отчеты физически невозможно, поэтому еще в 2010 году IASB впервые представил практическое руководство по менеджерским комментариям – необязательный, но полезный в использовании мануал по составлению менеджерских отчетов для инвесторов.
По целому ряду причин Совет по МСФО относительно недавно решил его обновить. В первую очередь, с 2010 года значительно выросло значение нематериальных активов, таких как технологии, клиентские отношения, бизнес-модели и все прочее, что составляет основу современной “экономики интеллектуального капитала”. Получается, что нематериальные активы важны, но почему-то большей части из них нельзя найти в формально составленном балансовом отчете. Почему так? Потому что их очень трудно измерить. Сегодня финансовый учет уже в большей степени искусство, нежели наука, а с нематериальными активами это тем более верно. В то же самое время эти виды активов характеризует большая волатильность – вспомнить хотя бы пример Nokia, которая казалась долгое время непотопляемой на рынке мобильных телефонов, пока не была сметена волной смартфонов нового поколения за довольно короткое время.
По мнению руководства IASB, менеджерские отчеты – идеальный вариант раскрытия инвесторам информации о нематериальных активах, в связи с чем именно обновлением практического руководства по ним Совет занимается сейчас. В этой связи они собираются попросить компании раскрывать, какие именно материальные активы имеют наибольшую важность для их моделей прибыли, какое экологическое влияние оказывают эти активы у них, и что они делают в этой связи.
Отчетность устойчивого развития
Была и еще одна очень важная причина для пересмотра руководства: невероятное распространение за последние годы темы устойчивого развития и соответствующей отчетности по факторам, влияющим на долгосрочное устойчивое развитие организаций. Очевидно, версия руководства 2010 года по этому поводу не говорила ни слова.
В теме “устойчивости” особую нишу занимает сегодня экологический аспект, и довольно легко понять, почему именно. “Большой Барьерный риф наполовину уже мертв, полярные льды тают на обоих полюсах, и – кроме отдельных политиков – все согласны с тем, что основной причиной этих беспокоящих проявлений являются действия человека”, - говорит Ханс Хугерворст.
В мире стандартов устойчивого развития можно выделить два основных направления работы. Первое – это глобальные стандарты от таких организаций как Global Reporting Initiative (GRI). Основной акцент в них ставится на влиянии организаций на общество и всю планету в целом. Получатели такой информации не обязательно относятся к инвесторам, это более широкая аудитория. Стандарты стимулируют компании к ответственному ведению бизнеса через демонстрацию социальных последствий выбранной ими политики.
А второе основное направление более акцентируется на самой компании и ее инвесторах. Эти стандарты разрабатывают такие организации как американский Совет по стандартам отчетности устойчивого развития (SASB), Совет по стандартам раскрытия информации об экологическом воздействии (CDSB) и рабочая группа по климатическим раскрытиям в составе Совета по финансовой стабильности (TCFD) – с их помощью компании описывают потенциальное финансовое влияние глобальных явлений на них самих. Очень большое значение эти стандарты сегодня имеют для компаний, чьи финансы зависят от климатических изменений.
Оба типа стандартов имеют право на существование, однако, как Ханс уже говорил по этому поводу раньше, лично он несколько сомневается в эффективности стандартов первого типа, призванных обеспечивать социально ответственные модели ведения бизнеса. Почему он так считает? Как уже отмечалось, потребителями информации по этим стандартам являются самые разные группы стейкхолдеров, а это значит, что к ним неприменимы какие-либо ограничения в отношении финансовой существенности, что порождает колоссальную перегрузку данными. В таких европейских странах как, например, Франция, в законодательство были введены очень жесткие и детальные требования в отношении отчетности устойчивого развития, и все равно средний размер сегодняшнего годового отчета французской компании составляет около 400 страниц – примерно на 50% больше, чем в Германии.
Во-вторых (возможно, это даже важнее) – никакого “чуда” изменения поведения не произойдет в любом случае. Этот момент Ханс Хугерворст также уже подчеркивал ранее в своих выступлениях. Неужели нам требуется отчетность, чтобы осознать вредное воздействие промышленности на экосистему планеты? Ставшую очень популярной благодаря своим эмоциональным выступлениям Грету Тунберг (Greta Thunberg) лично Ханс считает героиней, которая не просто говорит, но и сама старается жить в соответствии с провозглашаемыми ею принципами. Но за очень редкими исключениями вроде нее большая часть людей, однако, по-прежнему покупает дешевые авиабилеты на самолеты, а авиационная отрасль, как известно, является одной из самой вредоносной для атмосферы Земли. Что в такой ситуации еще могло бы помочь, так это огромные надбавки за создаваемые Ryanair, AirFrance, KLM и иже с ними негативные экстерналии – толку уж точно было бы больше, чем от их отчетов об устойчивом развитии.
По тем же самым причинам социально ответственное инвестирование также имеет ограничения. Хотя институциональным инвесторам легко при должном уровне осознанности исключить производителей оружия из списка тех, с кем они будут делиться своим капиталом, то же самое намного труднее сделать в отношении, например, нефтяных компаний: если это произойдет, многие другие инвесторы будут рады отхватить их акции, притом что целых четыре из двадцатки мировых компаний, выплачивающих сегодня самые большие дивиденды – представители именно нефтяного сектора, говорит Ханс.
Рынки капитала – жесткая среда обитания, поэтому для выживания и инвесторам, и компаниям нужно как-то оставаться на плаву, а для этого нужен компромисс. В отличие от российского бизнеса, на западе такие компании как BP и Shell открыто поддерживают сборы за выбросы CO2, поскольку только эффективное ценообразование сделает для них выгодным переход на устойчивые принципы энергопотребления.
Лично для Совета по МСФО именно вторая разновидность стандартов устойчивого развития имеет значение в плане работы с обновленным руководством по менеджерским отчетам. Это стандарты, которые акцентируются в первую очередь на потенциальном финансовом влиянии глобальных явлений на сами компании – и у них, очевидно, можно четко определить границы существенности, поэтому целям и задачам Фонда МСФО они отвечают полностью.
Финансовые последствия изменений климата уже успели ощутить на себя представители страховой отрасли. Другие в стороне не останутся, особенно в случае ужесточения регулирования. Эта информация очень важна для инвесторов, желающих сформировать представление о долгосрочных перспективах интересующих их компаний. Скоро эту информацию они смогут получать, среди прочего, из менеджерских отчетов.
“Зеленый документ” Eumedion
В самом конце октября Eumedion представил дискуссионный документ (также известный как “Зеленый документ” – это общее название всех публикаций для обсуждений в странах ЕС), который носит говорящее название “На пути к глобальному разработчику стандартов нефинансовой отчетности”. Будучи сам руководителем глобального разработчика международных стандартов, только финансовой отчетности, Ханс Хугерворст, конечно, не мог не поделиться по этому поводу несколькими своими комментариями напоследок.
Основной посыл документа хорошо знаком уже не первый год: в связи с таким разнообразием видов и стандартов нефинансовой отчетности остро ощущается запрос на консолидацию. Как инвесторам, так и самим компаниям очень сложно в полной мере оценить влияние всех действующих сегодня в мире организаций и разрабатываемых ими нормативов, поэтому под идеей консолидации лично Ханс подписывается, что называется, обеими руками.
Другое дело, что в документе также (не в первый раз, впрочем) высказывается идея, что эту роль мог бы на себя возложить Фонд МСФО. Хансу Хугерворсту лестно видеть такие примеры признания их заслуг, однако комментировать данное предложение немедленно – во время своего выступления – он не стал, хотя бы потому, что такие вопросы должны решаться попечителями Фонда МСФО, а не им лично.
Со своей стороны не можем не отметить, что прежняя жесткая позиция самого председателя IASB с прошлого года как будто несколько смягчилась. Ранее он без промедлений категорически отвергал допущение, что Совет по МСФО может дополнительно возложить на себя обязанности по разработке стандартов расширенной финансовой отчетности (конечно, помимо руководства по менеджерским отчетам), аргументируя это тем, что на это у них нет ни ресурсов, ни достаточной квалификации. Из его сегодняшних слов, однако, можно сделать вывод, что идею могли начать рассматривать. А саму публикацию от Eumedion Ханс пообещал донести до сведения попечителей, поскольку обнаружил в ней выводы, представляющие ценность для будущего всей мировой финансовой отчетности.