По материалам: IFRS
Совет по МСФО постепенно завершает свою работу над рядом ограниченных поправок к стандарту IFRS 17 “Договоры страхования”. Данный проект он считает очень важным, поскольку ежемесячно публикует отчеты по итогам проведенных обсуждений различных тем общим числом 19. В предыдущие разы участники приступили к рассмотрению технических деталей на основе полученных по ходу консультационного периода комментариев и приняли решение по 12 темам из 19. По 9 из них IASB подтверждает свои предложения в той формулировке, в какой они выставлялись в июне прошлого года, хотя какие-то косметические уточнения мог при этом и внести.
Что касается оставшихся 3 тем из уже одобренных 12, то в декабре по договорам перестрахования Совет по МСФО решил расширить свои первоначальные предложения и, как следствие, подкорректировать порядок расчета величины потерь. Декабрьские темы в основном принадлежали условной первой группе комментариев, где предложения разработчиков МСФО особых возражений не вызвали. Тем не менее, договоры перестрахования стали первой темой в списке, по которой IASB прислушался к просьбам о внесении дополнительных корректировок.
В январе и наступившем феврале IASB, согласно озвученным ранее планам, рассматривает темы, по которым его просили о дополнительных расширениях (хотя и соглашались с основной предложенной идеей), либо же предлагали темы, которые Совет ранее вообще не рассматривал, но озвученные аргументы убедили его в их актуальности. Для примера, в этом месяце Совет по МСФО также прислушался к просьбе расширить исключение по кредитным картам и добавить дополнительных возможностей по промежуточной финансовой отчетности. С деталями далее делится член IASB Даррел Скотт (Darrel Scott).
По его словам, обсуждения оказались очень плодотворными, так как они успели рассмотреть целых пять тем. По двум из них Совет по МСФО полностью поддержал рекомендации членов рабочей группы, которые в данном случае сводились к внесению дополнительных изменений на основе полученного в прошлом году отклика.
1. Первая из них касается кредитных карт с элементами страхования. Разработчики прислушались к замечаниям многих, кто выражал свое беспокойство в связи с перспективами исключения кредиток из-под влияния IFRS 17 или же IFRS 9. В отдельных ситуациях кредитные карточки могут учитываться только в соответствии с требованиями общего стандарта по финансовым инструментам, однако полезную информацию такой вариант учета не обеспечивает - отмечает Даррел Скотт. Поэтому необходимо добавить кредитки в охват IFRS 17, но сделать это очень осторожно, тщательно выбирая формулировку условий для этого.
Если кредитная карта обладает функцией страхования, по которой нельзя выставить цену отдельно, и при этом данная функция страхования является контрактным условием (прописана в договоре) - только в этом случае договор по финансовому инструменту, рассматриваемый в рамках IFRS 9, можно “разделить”. Функция страхования будет учитываться по IFRS 17, а оставшаяся функция кредитной карты – по IFRS 9. Очевидно, что страховой элемент, “добавленный” эмитентами кредитных карт, должен учитываться в соответствии со страховым стандартом, потому что по своей сути он является страховым продуктом.
Конечно, были возражения и того плана, что такой подход может усложнить учетную практику, особенно в случае с банками, которые страховыми продуктами в качестве основного направления бизнеса не занимаются, но на это можно ответить, что раз уж они добавляют элемент страхования в выпускаемые кредитные карточки - значит, делают это осознанно и осознают последствия. Кроме того, в основной своей массе такие страховые продукты имеют очень ограниченные сроки действия – следовательно, их довольно легко учитывать, если вспомнить об упрощениях, которые IFRS 17 предусматривает для краткосрочных страховых контрактов.
Помимо одобрения этого исключения по кредитным картам, Совет по МСФО прислушался к рекомендациям и одобрил его не только для, собственно, кредитных карт, но и других финансовых продуктов, способных обладать теми же характеристиками.
2. Второй набор изменений, по которым Совет также принял положительное решение, касался промежуточной отчетности. Как известно, в своем изначальном варианте IFRS 17 требует ведения промежуточной отчетности период за периодом (“period-on-period”). Что это значит? Это значит, что в конце каждого промежуточного периода происходит закрытие отчетности, а в начале каждого следующего - ее открытие заново. Совет по МСФО обсуждал все связанные с этим сложности и пришел к заключению, что во многом эти сложности системны: во многих организациях так устроены системы учета, что они ведут отчетность по периодам. Однако наверняка найдется немало страховых организаций, системы учета в которых следуют совсем иному принципу – “с начала года и до текущей даты”, или “year-to-date”.
Команда технических разработчиков пришла к заключению, что выбор той или иной основы учета не влияет особо на итоговое качество информации, не приводит к значительным проблемам или непоследовательности. Зато переход с любой из этих основ на альтернативную несет значительные затраты в плане подготовки отчетности, поэтому в IFRS 17 решено предусмотреть возможность выбора любых основ и последовательного их применения далее.
Но это были лишь две темы из рассмотренных пяти. Помимо них, IASB обсудил также проблему с действующим сегодня запретом в IFRS 17 применять возможности по минимизации рисков на ретроспективной основе из-за опасности учета “задним числом”. Это не значит, что никто из членов Совета по МСФО не задумался над аргументацией тех, от кого поступали замечания с просьбой все же разрешить ретроспективное применение. Тем не менее, здесь IASB решил оставить все как есть, несмотря на то, что комментаторы просили о расширении. Совет по МСФО считает, что по факту это приведет к уменьшению величины CSM (контрактной маржи), в результате чего все усилия людей по правильному расчету контрактной маржи окажутся нивелированные: даже если составители не будут прибегать к учету “задним числом”, негативный эффект все равно скажется. Так что – нет, оно того не стоит, и это решение окончательное.
Еще одна интересная тема – объединение бизнеса и особая классификация договоров страхования, приобретенных после объединения. Никакого особого подхода в стандарте здесь также предусмотрено не будет, что следует из основной цели всего стандарта, а именно – обеспечить единство учета. Совет по МСФО стремится к единству понимания логики страхового учета и последовательности, поэтому особой классификации для договоров страхования при объединении бизнеса предусмотрено не будет.
И последняя из пяти рассмотренных в январе тем. Одно из прошлогодних предложений IASB заключалось в том, чтобы позволить признавать затраты на заключение договоров страхования до начала их действия. Совет по МСФО здесь стремится охватить ситуации, когда в будущем ожидается продление договора страхования, а это значит, что необходимо прописать распределение расходов на заключение договоров на будущие периоды после момента продления. Комментарии в ответ на эти предложения показали, что Совет по МСФО, судя по всему, с этой задачей успешно справился, однако для многих осталось непонятным, что будет происходить в периоды перехода на IFRS 17.
Совет по МСФО прислушался здесь к рекомендациям технических разработчиков и разрешил различные варианты перехода на новый стандарт с оценкой того, какое качество информации обеспечивает каждый из них, и какой подход будет применяться в отношении всех оставшихся договоров. То есть, говоря по-простому, ориентироваться компании должны на подход, который обеспечивает лучшее качество информации для пользователей. В целом, такой вариант вписывается в общую логику переходных положений по всех другим элементам страховой модели в стандарте IFRS 17.
И о планах на оставшееся последнее заседания по страховой теме, которое пройдет в феврале. На нем осталось рассмотреть всего несколько технических вопросов. Чтобы не торопить членов IASB с принятием решения о дате перехода и дать время на то, чтобы все одобренные в окончательном варианте изменения как следует “уложились” в их сознании, вопрос о сроках вступления стандарта IFRS 17 в силу поднимут лишь в марте. Как мы помним, в конце прошлого года вновь замаячила перспектива отсрочки - уже второй по счету, скорее всего, еще на один год. Будет она или нет, до марта останется лишь гадать. Не все в обратных комментариях поддерживают оговоренные пока что сроки (1 января 2022 года), но помимо этих замечаний, Совету по МСФО предстоит объективно оценить, насколько серьезными оказались все эти дополнительные изменения, и требуют ли они еще больше времени на то, чтобы подготовиться к переходу.