Многим компаниям приходится несладко по ходу болезненного процесса трансформации корпоративной культуры ради перехода на так называемое бюджетирование “с нуля” - zero-based budgeting (ZBB).
Этот подход предполагает ежегодное составление бюджета “с чистого листа”, вместо того чтобы формировать его на основе того, что произошло в предыдущий период. Хотя бы на уровне концепции это существует еще с 70-х годов прошлого века, однако на практике методология получала до недавнего времени весьма ограниченное распространение. По крайней мере, так показывают результаты недавнего исследования от Accenture Strategy, организации, специализирующейся в сфере делового консалтинга.
Авторы доклада, представители компании Accenture Крис Тиммерманс (Kris Timmermans) и Родриго Абдалла (Rodrigo Abdalla), пишут о небывалом сегодняшнем ажиотаже вокруг всего, что касается построения “с нуля”. Деловые медиа – пишут они – наводнены историями о компаниях с разработанными “с нуля” методами, например, сокращения загрязнения окружающей среды. Правда, по большей части эти истории несерьезные.
Исследователи поставили перед собой задачу выявить всю подноготную вокруг этого, пообщавшись с 85 компаниями, на собственном опыте испытавшими на себе внедрение технологии бюджетирования “с чистого листа”. Лишь две из них начали построение ZBB до 2011 года. Авторы отмечают, что интерес и понимание стали нарастать в период между 2011 и 2013 годом, и с 2014 по 2017 число компаний, внедривших ZBB, увеличивалось на 57% в год.
Если брать количественные результаты, то участники исследования сообщают о 15%-м (в среднем) сокращении общих годовых расходов в течение периода внедрения “нулевого” бюджетирования, который в среднем продолжается два с половиной года. Результаты сравнивались с базовым периодом – как правило, предшествующим началу внедрения годом. Это сокращение привело к средней итоговой экономии более чем в $260 млн. Сэкономленные средства, как правило, идут в рост (так заявили 52% участников), цифровые технологии (31%), или просто остаются в составе нераспределенной прибыли (15%).
Есть три основные причины, почему компании вообще решили попробовать у себя ZBB: 96% решились на это ради улучшения прибыльности, на 48% повлияли конкуренты, а для 40% важное значение также имели перспективы роста.
Было услышано, однако, два неожиданных (по мнению исследователей из Accenture) ответа. Первый – это что нашлись 14% компаний, который сказали, что сделали это в том числе ради слияний и поглощений (M&A). Неожиданный ответ потому, что он целиком вписывается в распространенную, однако ошибочную логику делового мышления: компании переходят к бюджетированию “с нуля” в кризисном режиме в сценариях M&A, чтобы улучшить интеграцию и скорость.
И второй “сюрприз”: хотя большая часть деловых медиа пишет о высоком давлении со стороны фондов частных инвестиций и институциональных инвесторов, якобы призывающих компании внедрять ZBB, только для 8% респондентов этот фактор был весомым.
Далее – хотя двух полностью одинаковых программ ZBB отыскать нельзя, есть общие тренды в том, как компании их внедряют. Так, совсем необязательно применять бюджетирование “с нуля” в отношении всего спектра сценариев, и 92% компаний используют его только в отношении общих и административных расходов. Чуть меньшая доля компаний (52%) – в отношении продаж и маркетинга, 43% - в отношении прямых и косвенных трудозатрат, и 42% - для расчета себестоимости реализованной продукции.
Если же говорить о географическом распределении, то применять ZBB в глобальном масштабе пробуют 45% компаний, на региональном уровне – 18%, а в пределах отдельно взятой страны – 37%. По аналогии, больше половины компаний (55%) используют данный подход на общекорпоративном уровне, 18% - привязывают такой подход только к определенной функции, и чуть меньше (17%) – к определенному направлению бизнеса. 13% сочетают последние два варианта.
Что касается плавности перехода, то 43% внедряли все и сразу, 45% - поэтапно, а 11% начинали с пилотной программы.
Авторы исследования отмечают, что ажиотаж вокруг бюджетирования “с нуля” сыграл свою роль в формировании представления о нем как о своего рода панацее, однако в реальности, как и в случае с любой другой крупной реформой, внедрение – не настолько простая задача. Компании сталкиваются с проблемами, и самая частая из них порождается особенностями корпоративной культуры (67% случаев), далее следует изменение управленческих подходов (41%) и сложности с поиском данных (33%).
“Самые сложные вещи, которые нужно сделать, являются самыми важными”, - говорится в отчете. – “Культура и изменения – это то, из-за чего ZBB застревает. В отличие от традиционных методов, использующих подход “срезать лишнее и нарастить массу”, как с любой популярной диетой, ZBB – это трансформация образа жизни. Она требует больших изменений в организационном мышлении, причем таким образом, что “масса” никогда уже не вернется назад”.
Источник: CFO
_________________________________________
- Также по этой теме: Бюджетирование “с нуля”: уже больше чем просто антикризисный инструмент (22/09/2018)