СЕО Lockheed Martin Роберт Стивенс: «Если где-то произошел технологический прорыв, будьте уверены: мы это уже видели»

Интервью, материалы прессы

Автор:
Источник: Журнал “CEO” №11-2011
Опубликовано: 17 ноября 2011

Фото: lockheedmartin.com

Хотя он человек сугубо штатский, именно на его плечах лежит ответственность за свободу и независимость США, поскольку он – никто иной, как СЕО главной корпорации американского ВПК Lockheed Martin

Выдающийся выпускник

Для того чтобы возглавить крупнейшую оборонную корпорацию Lockheed Martin, 95% оборота которой приходятся на военные заказы Пентагона и военных ведомств других стран, Роберту Стивенсу (Robert J. Stevens) пришлось учиться, учиться и еще раз учиться. Он не просто окончил с отличием Slippery Rock University, но был занесен в книгу выдающихся выпускников университета. Учеба продолжилась в Политехническом университете Нью-Йорка, а после службы офицером в морской пехоте Стивенс получил степень МВА в бизнес-школе Колумбийского университета. Кроме того, дипломированный инженер и менеджер окончил факультет систем управления в Колледже министерства обороны.

Роберт Стивенс пришел в Lockheed Martin молодым специалистом, и поработал на менеджерских должностях среднего звена чуть ни в каждом департаменте корпорации. А департаментов в столь многопрофильной корпорации как Lockheed Martin, занимающейся всеми важнейшими отраслями военной техники, предостаточно. Так уж сложилась ее история.

Первым делом – самолеты

В 1912 году пионеры американской авиации, инженеры и пилоты братья Аллан и Малкольм Лоухеды основали Alco Hydro-Aeroplane Company. В 1916 году компания была переименована в Loughead Aircraft Manufacturing Company, которая выпускала неприхотливые в эксплуатации и надежные бипланы с двумя поршневыми двигателями. В 1926 году Алан Лоухед зарегистрировал Lockheed Aircraft Company (изменив написание своей фамилии так, чтобы оно было ближе к американскому произношению), а три года спустя продал компанию Detroit Aircraft Corporation. Тут грянула Великая депрессия, и детройтская корпорация разорилась. Lockheed Aircraft Company была куплена братьями Робертом и Кертландом Гроссами, которые и вели бизнес компании в следующие четверть века.

В конце 1920-х годов компания выпускала легкие скоростные монопланы Lockheed Vega, берущие на борт четырех пассажиров. На этой машине установили несколько мировых рекордов на дальность полета. Выпускались и транспортные самолеты.

К военному производству компания приступила в 1935 году. Очень вовремя: когда США вступили во Вторую мировую войну, Lockheed стала крупным подрядчиком министерства обороны. За годы войны было произведено более 20 тыс. боевых машин различного назначения. В ВВС США большой популярностью пользовался скоростной высотный истребитель P-38 Lightning. Прекрасно зарекомендовали себя также бомбардировщики Hudson Bomber, PV-1 Ventura, PV-2 Harpoon и военно-транспортный самолет С-69 Constellation. Главная заслуга в создании эффективных военных моделей принадлежала выдающемуся авиаконструктору Кларенсу Джонсону.

В послевоенный период Lockheed еще более упрочила свое положение. Вместе с Кларенсом Джонсоном, который в 1950-е годы возглавил Advanced Development Projects office, в корпорации работал еще один уникальный авиаконструктор – Бенжамин Рич. Этот тандем выдавал один за другим шедевры боевой авиатехники, что вынудило главного конкурента – Boeing – в скором времени сосредоточить свои усилия в основном на гражданском авиастроении. Любопытно, что и Lockheed в 1970-е годы поступил симметрично, прекратив разработку и производство гражданских лайнеров.

Стремительно завоевывая авторитет не только Пентагона, но и оборонных ведомств стран, входящих в НАТО, Lockheed через краткие промежутки времени запускает в серию:

  • первый реактивный американский истребитель F-80 Shooting Star, главная боевая машина в корейской войне;
  • первый в мире истребитель F-104 Starfighter с максимальной скоростью, превышающей 2М;
  • семейство военно-транспортных самолетов С-130, С-140 и С-141 Hercules, модификации которых компания выпускает до настоящего времени;
  • стратегический разведчик U-2, использовавшийся также в космических программах NASA;
  • стратегический военно-транспортный самолет C-5 Galaxy, на протяжении 20 лет, до 1982 года, самый грузоподъемный самолет в мире.

И, наконец, в конце 1990-х годов, компания успешно завершила проект создания многоцелевого истребителя пятого поколения F-22 Raptor, проект стоимостью $60 млрд. Эта самая совершенная на нынешний момент боевая машина выполнена по технологии stealth, разработанной в исследовательском центре Lockheed в условиях беспрецедентной секретности. Так, например, генеральный конструктор Бенджамин Рич, вице-президент компании, несколько лет, пока продолжались работы, был вынужден жить под чужой фамилией.

С 1960-х годов корпорация занята созданием космической техники, а также баллистических межконтинентальных ракет как наземного, так и морского базирования. Так, например, Lockheed разработала ракеты Trident с ядерной боеголовкой. Важную роль в обороноспособности страны играют средства противоракетной обороны, выпускаемые корпорацией.

Как на дрожжах

В 1995 году произошло объединение Lockheed Co. с компанией Martin Marietta, производившей как высокотехнологичную продукцию – ракеты Titan, военные спутники, межпланетные автоматические станции, так и строительные материалы – цемент и химикаты. Стройматериалы выделили в отдельную компанию, получившую полную самостоятельность. А корпорация Lockheed Martin оказалась абсолютным лидером среди компаний, работающих на оборону.

В 1996 году после приобретения за $9,1 млрд. Loral Corporation, занимающейся военной электроникой, Lockheed Martin расширила свой профиль за счет коммуникационной и информационной спецтехники и систем глобальных сетей. Но через два года на сделку по приобретению за $8,3 млрд. компании Northrop Grumman правительство США наложило вето, поскольку получавшийся в результате слияния монстр контролировал бы 25% бюджета Пентагона.

Хочу все знать

В этот период Стивенс занимал уже весьма высокие посты: в середине 90-х, когда произошло объединение Lockheed с Martin Marietta, он был генеральным директором компании по стратегическому планированию. Через несколько лет его избрали президентом Lockheed Martin.

Как раз начались продажи суперистребителя F-22, к тому же компания выиграла тендер на разработку нового многоцелевого самолета пятого поколения F-35, который должен со временем заменить F-22. Стоимость проекта – $200 млрд, рекорд в истории американского ВПК.

Вступив в 2004 году в должность СЕО, Роберт Стивенс продолжил политику ушедшего в отставку Вэнса Кофмана. Лидерство в высокотехнологичной индустрии можно удержать лишь при одном условии: сохраняя лидерство не только в технических, но и в научных разработках. В Lockheed Martin говорят так: «для успеха необходимо работать не на завтрашний день, а на послезавтрашний». В полном соответствии с этой концепцией Стивенс приобрел компанию Nantero Inc. вместе с ее технологией изготовления нанотрубок, которая теперь широко используются в производстве Lockheed.

Возглавляя корпорацию, производящую стратегическую оборонную (и наступательную) продукцию, Стивенс, тем не менее, придерживается весьма мягкого стиля руководства. Никакой палочной дисциплины. Ключевые вопросы в корпорации решаются коллегиально не только советом директоров, но и ведущими специалистами, отвечающими за тот или иной сектор деятельности. Стивенсон считает, что принцип кнута и пряника не способен в должной мере регулировать отношения внутри компании. Главный движущий механизм успеха в корпорации – такое расширение зоны ответственности, при котором сотрудники получают возможность проявлять инициативу и реализовывать свой творческий потенциал.

Для того, чтобы такая модель управления была эффективна, необходим постоянный приток в компанию новых творческих кадров. Lockheed Martin не только закидывает сети в технические университеты, чтобы вылавливать наиболее одаренных студентов. Компания вкладывает значительные средства в образовательные программы, охватывающие учащихся с 12-летнего возраста. Так, в 2010 году компания выделила половину своих корпоративных пожертвований на развитие образования в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Также Lockheed Martin выступает в роли генерального спонсора национального молодежного научно-инженерного фестиваля. Если этого не делать, считает Стивенс, страна начнет деградировать и, соответственно, возглавляемая им компания утратит позиции международного лидера в области оборонной техники.

Больше дела, меньше слов

Помимо базовых проектов, приносящих основную прибыль, Lockheed Martin создает серьезный задел на будущее. Стивенс уделяет перспективным разработкам не меньшее внимание, чем, скажем, суперистребителю F-35. Естественно, многие разработки засекречены. В результате новая техника, выходя на рынок, неизменно вызывает всеобщий ажиотаж. Так, в конце августа этого года в Вашингтоне продемонстрировали разведывательный беспилотный летательный аппарат. Поражают не только его размеры – он умещается на ладони, – но и принцип действия. У беспилотника Lockheed Martin Samurai лишь одна рабочая плоскость при полном отсутствии рулей курса и тангажа. Повороты летательного аппарата осуществляются изменением тяги двигателя и смещением центра тяжести. Новинка, которая в обозримом будущем будет запущена в серию, вызвала множество восторженных отзывов специалистов, что, несомненно, должно способствовать коммерческому успеху продукта.

За 7 лет работы на посту СЕО Стивенсу удалось повысить экономическую эффективность компании. Даже в период кризиса он умудрился полностью сохранить портфель разработок и продуктовой корзины, не растерять заказы. Причем тот же самый объем работ и поставок теперь выполняют меньше сотрудников, чем их было до его вступления в должность: 126 тыс., а не 140 тыс.

Сокращение расходов было достигнуто не только за счет повышения степени автоматизации производства и оптимизации менеджмента. Сивенс предложил совету директоров урезать траты на пиар. Так, например, корпорация Lockheed Martin вдвое сократила свое участие в авиасалонах. Значительно реже топ-менеджеры стали отправляться в командировки с представительскими целями. К чему все это, если за продукцией компании и без того пристально следят все заинтересованные ведомства?

Генеральный подрядчик

Главный проект – многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35, способный в одиночку справляться с функциями целого авиазвена, – привлекает к себе внимание даже неспециальных СМИ в не меньшей степени, чем события в британском королевском семействе. К настоящему моменту выпущен 21 самолет трех модификаций (для ВВС, ВМС и морской пехоты) – все машины проходят испытания в воинских частях американской армии.

Всего заказано 3148 самолетов. Около 2,5 тыс. приобретает Пентагон, остальные будут проданы в 8 стран блока НАТО. Серийное производство запланировано на 2015 год. Выступая в 2009 году в Хельсинки на съезде Ассоциации аэрокосмической и оборонной промышленности Европы, Стивенс предрек, что черед десятилетие F-35 будет состоять на вооружении в 25 странах.

Еще один эпохальный проект, которым особенно дорожит Стивенс, – создание военной беспроводной информационной сети. Проект стоимостью $200 млрд., был утвержден Пентагоном в 2004 году, когда Стивенс возглавил корпорацию. В проекте участвуют Boeing, Cisco Systems, General Dynamics, Hewlett-Packard, Honeywell, IBM, Microsoft, Northrop Grumman, Oracle, Raytheon и Sun Microsystems. Однако именно Lockheed Martin выступает в роли генерального подрядчика и координатора работ.

Стивенс считает эту сеть самым грозным оружием в арсенале США, которое коренным образом изменит все военное дело. «Закрытая сеть объединит американские военные и разведывательные центры в единое целое, – говорит СЕО Lockheed Martin. – Каждый солдат будет иметь прямо перед глазами полную картину боя». Однако этого оружия американскому солдату придется немного подождать – внедрение системы запланировано на середину 20-х годов.

Lockheed Martin производит почти весь спектр военного хайтека: самолеты, системы ПВО и ПРО, тактические и баллистические ракеты, спутники-шпионы, системы радиолокации и управления огнем, электронные разведывательные комплексы, информационные системы. И Стивенс непрерывно расширяет ассортимент. Например, при нем корпорация начала выпускать быстроходные морские суда небольшого водоизмещения, оснащенные современнейшими средствами навигации и с повышенной огневой мощью.

Пятерка за поведение

Один из принципов, которые Стивенс ставит во главу угла, не имеет, как может показаться, непосредственного отношения к деятельности компании. Стивенс энергично борется за соблюдение сотрудниками нравственных норм. Дело в том, что в 1970-е – 80-е годы компания оказалась в центре серии международных скандалов, вызванных подкупом иностранных чиновников с целью получения выгодных контрактов на продажу оружия. Lockheed тогда поплатилась не только морально, но и материально – вынуждена была раскошелиться на громадные штрафы.

Чтобы такого не повторилось, в компании разработаны Кодекс этики и бизнес-поведения и программа по этическому тренингу. Это способствует борьбе с коррупцией, соблюдению законодательства тех стран, с которыми компания устанавливает партнерские отношения. У программы несколько ступеней и сложная вертикально-горизонтальная структура. В рамках программы в Lockheed Martin отобрано более 60 специальных «этических» инструкторов. Сейчас у Lockheed Martin безукоризненная репутация. Иначе и быть не может, если речь идет о корпорации, четыре года подряд занимающей первое место среди подрядчиков Пентагона. Ну, а сам Роберт Стивенс, благодаря наработанному за долгие годы успешной работы авторитету, не только является членом множества советов и академий по аэронавтике, но и активно влияет на политику страны, входя в федеральный Совет по международным отношениям.

СЕО-урок N

Для успеха в высокотехнологичной отрасли необходимо работать не на завтрашний день, а на послезавтрашний.

В ЕГО РУКАХ ТАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, О КОТОРЫХ ЕЩЕ НЕ ДОДУМАЛИСЬ ДАЖЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ

  • 1951, Родился в штате Пенсильвания
  • 1974, С отличием окончил Slippery Rock University
  • 1978, Получил диплом магистра в области инженерных наук и менеджмента Политехнического университета Нью-Йорка и отправился служить в морскую пехоту ВМФ США
  • 1980, Приступил к работе в Lockheed Corporation
  • 1987, Степень МВА бизнес-школы Колумбийского университета
  • 1991, Окончил факультет систем управления Колледжа управления Министерства обороны
  • 1996, Директор Lockheed Martin по стратегическому планированию
  • 1999, Главный финансовый директор Lockheed Martin
  • 2000, Президент Lockheed Martin
  • 2001, Включен в президентскую комиссию по перспективам США в авиационно-космической промышленности
  • 2004, Назначен генеральным директором Lockheed Martin, чуть позже – еще и председателем совета директоров
  • 2009, Первый полет многоцелевого истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35

Автор:

Теги: Lockheed Martin  Роберт Стивенс  Robert J. Stevens