Налоговая провела камеральную или выездную проверку и составила акт, с которым вы не согласны? Действующее законодательство позволяет обжаловать претензии. Если коротко, процедура следующая: налогоплательщик направляет в ИФНС возражения на акт проверки, налоговая их рассматривает и назначает проведение дополнительных контрольных мероприятий. По результатам последних составляются дополнения к акту. Если налогоплательщик с ними не согласен, процедура повторяется снова.
Возражения подаются в течение месяца после проверки. Не успели? У вас есть ровно год на обжалование в вышестоящей инстанции вступившего в силу решения ИФНС. Подавать жалобу в данном случае можно в Центральный аппарат ФНС и/или суд.
А теперь обо всем подробнее.
1. Готовим возражения
Чтобы обосновать свою позицию и определить перспективы, необходимо:
- Выяснить, являются ли претензии налоговой справедливыми. Налоговики иногда ошибаются. Да и халатность может иметь место. Если доначисления не обоснованы, подавайте возражения. Если обоснованы, но их уплата серьезно бьет по бюджету, оцените риск банкротства, а также ответственности юрлица и должностных лиц при неисполнении требований налоговой.
- По результатам оценки рисков выстраивайте стратегию работы с ними. Так или иначе, но налоговые обоснованные претензии придется удовлетворить.
- Проанализировать имеющиеся аргументы для возражений. Если их недостаточно, соберите доказательства дополнительно: запросите документы у контрагентов, закажите юридическую экспертизу, получите консультацию специалиста по налоговым спорам.
- Понять, а были ли вообще нарушения. Для этого придется копнуть налоговое законодательство поглубже. Опасаетесь неверной трактовки норм? Обратитесь к специалистам. Если окажется, что фактически нарушения отсутствуют, а претензии налоговики выставляют по формальному поводу, защищайте свои интересы в правовом поле.
2. Контролируем дополнительную проверку
Итак, вы заявили возражения, налоговая проводит дополнительные контрольные мероприятия. Будьте готовы к подводным камням.
Если вы нашли свидетеля, сделали адвокатский запрос, предоставили его налоговикам, не удивляйтесь, когда ИФНС передопросит этого свидетеля.
Налоговая проводит экспертизу, но вместо эксперта приглашает специалиста, который по закону не имеет права давать экспертное заключение? Тут варианта два: заявить отвод сразу и добиться нормальной правомерной экспертизы или подождать завершения проверки и подать жалобу в вышестоящую инстанцию. В последнем случае решение инспекции может быть отменено и проверку проведет управление ФНС.
3. Обжалуем выявленные нарушения
Представителям компании отказано в участии при проведении экспертиз? Инспектор требует документы, которые не имеют отношения к участку и/или периоду проверки? Срок проверки истек, а директора вызвали на допрос?
Не спешите обращаться в суд по каждому из нарушений. Соберите их все и заявите в рамках обжалования акта уже после проверки. Совокупность аргументов и их возросшая степень их влияния на допначисления увеличивает шансы на победу в налоговом споре.
4. Выигрываем время
Что делать, если вы не укладываетесь в отведенный срок для подачи возражений? Можно попробовать выиграть время. Для этого достаточно тщательно проверить пакет документов по налоговой проверке, полученный от ИФНС.
Может оказаться, что он неполный или отдельные документы не читаются (в ИФНС тонер в принтерах тоже иногда заканчивается) и т.п. Заявите об этом. ИФНС потребуется время на исправление недочетов. Вы получите новый акт проверки. И срок для подачи возражений будет отсчитываться от этой даты.